Условия и история развития России
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Условия и история развития России
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
В 1863 году в России по указу Императора Александра II ограничили телесные наказания.
«До середины XIX века избиение, насилие над человеческой личностью достигало огромных масштабов.
Палка, плеть, ремень, зуботычина были главными инструментами, державшими людей в повиновении. Страх казался самым действенным средством для продвижения России вперёд.
Жестокие, изощрённые формы наказаний оставались уходящей в века традицией. Избивали розгами, шпицрутенами в армии, драли «кошками» на флоте, совершавших преступления метили клеймами. Арсенал средств, использовавшихся судебно-исполнительными органами, был велик. К «нерадивым» служащим государственных учреждений применялись «кандалы и стул с цепью», битьё палками, таскание за волосы и пощёчины. Розги и кулачная расправа считались обыденными педагогическими средствами в системе школьного образования.
Со времён Петра I, когда у классной стены стоял солдат с хлыстом, или Анны Иоанновны, когда провинившихся кадетов драли «кошками», российская система воспитания, за редкими исключениями, разнообразила применение розг. Если в некоторых женских институтах это наказание носило условный характер, как угроза или предупреждение, то в «благородном» Смольном институте воспитанниц секли публично, «с большой торжественностью». В тридцатилетнее правление Николая I физические наказания детей в школе стали нормой.
Тогда, как свидетельствует современник, «розги покупались возами, и это гнусное наказание производилось еженедельно по средам и субботам... всякий учащийся, получивший в субботу, понедельник или во вторник единицу или же записанный в журнал за шалость, был высечен в среду, а провинившихся в среду, четверг или пятницу секли по субботам». (История России в XIX веке в 9-и томах, Том. 4, СПб, Изд-во Товарищества братьев А.и И. Гранат и Ко, 1903 г., с. 180).
В педагогическом обиходе царили представления, что «оплеуха отмыкает поле для раскаяния», что «боль розги развивает нравственное чувство и весьма часто лучше всего другого пробуждает совесть». (История России в XIX веке в 9-и томах, Том. 4, СПб, Изд-во Товарищества братьев А.и И. Гранат и Ко, 1903 г., с. 180).
Упразднить наказания - шаг по тем временам решительный и смелый. Пойти на него не было просто царственным жестом. Такое решение стало признаком того, что в России прочность её устоев, стремление к общественному порядку обретали иные черты. Это означало, что жизнедеятельность общества могла быть управляема по гораздо более гуманным правилам и законам».
Лопатников В.А., Пьедестал: время и служение канцлера Горчакова, М., «Молодая гвардия», 2003 г., с.141-142.