Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Термин происходит от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора.
Акмеология (по мнению её приверженцев) - научная дисциплина, призванная заниматься изучением:
«- закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
- факторов, объективных и субъективных, содействующих и препятствующих достижению вершин; закономерностей обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
- самообразования, самоорганизации и самоконтроля;
- закономерностей самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности».
Бранский В. П., Пожарский С. Д., Социальная синергетика и акмеология, СПб, «Политехника», 2002 г. с. 373.
«Понятия акмеологии в старых словарях нет, несмотря на то, что впервые оно было введено в научный оборот Н. А. Рыбниковым ещё в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей.
В 1968 г. Б. Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении) [...] Обратим внимание, Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.
Интерес к проблемам психологии зрелого человека у него появился уже тоже в 1928 г., в бытность студентом Североосетинского педагогического института.
Замысел создания экспериментальной акмеологии психофизической эволюции взрослого человека был сформулирован и опубликован Б.Г. Ананьевым ещё в 1957 г. Реализация замысла началась с момента создания психологического факультета при Ленинградском государственном университете в 1966 г. Под его руководством исследование зрелых людей проводилось одновременно по двум программам».
Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина), Предмет акмеодогии, СПб, «Политехника», 2002 г., с. 13-14.
Я считаю, что, акмеология – скорее «заявка» на научное направление, чем функционирующая дисциплина, имеющая небанальные научные результаты...
Проект создания «Биографического института» по Н.А. Рыбникову