Техника работы композитора по Н.К. Метнеру

«Не утомляться. Утомленному воображению плоды величайшего вдохновения ничего не говорят, и, наоборот, - свежему достаточно простого элемента, хотя бы трезвучия, для того чтобы дать ему толчок. При начале занятий всегда бывает чувство избытка, а потом от неудачи в какой-нибудь мелочи - отчаяние и утрата веры в себя; эти контрасты - плод утомления нервов.

Терпеть. Помнить, что работа над собой не менее важна, чем над материалом своего дарования. И когда же ещё человек может заняться собой, как не в моменты остановки, задержки, неудачи в своей постоянной работе. Работа над собой, имея огромное, важнейшее значение сама по себе, в то же время важна и для всего остального. Преодолеть отчаяние, сдержаться от гнева, не выкурить лишней папиросы не только полезно вообще, но также и для преуспевания в специальных частных занятиях. Другими словами, это не только подвиг, но и   дело.

Утомление - бесчувствие. Утомление выражается главным образом в пресыщении работой и даже в бесчувствии к предмету. При первом же намёке на это состояние следует немедленно бросить занятия и уйти, ибо занятия в таком состоянии не только бессмысленны и бесплодны, но и кощунственны. Длительность перерыва должна зависеть от интенсивности этого состояния. Чем скорее захватить его, - тем меньше нужен перерыв. Отсюда вывод: отдыхать понемногу, но чаще. Характер

Нетерпение - косность, лень... Нетерпение часто проистекает и от утомления, но тогда к нему примешивается то пресыщение, о котором была речь. Но иногда нетерпение выражается просто в недостаточной собранности, сосредоточенности, самый же предмет работы при этом может быть созерцаем вполне любовно. Но созерцания этого слишком недостаточно. Сознанием чувствуешь это, а воля спит. Отсюда нетерпение. Тогда задавать своей воле всевозможные задачи, имеющие и не имеющие прямого отношения к предмету занятий: или, во что бы то ни стало, записать созерцаемое, или же перенести созерцание на что-нибудь другое, но, опять-таки, с целью фиксировать его, или же взяться за какое-нибудь механическое занятие и т. д. Словом, необходимо встряхивать волю! Вообще необходимо вырабатывать экономический и стратегический принципы в работе. Работать меньше, но интенсивнее в отношении плана. Тогда и сил больше сохранишь, и времени больше будет. Необходимо уметь не только думать, но и следить за своей мыслью. Словом, уравновесить созерцание и механический процесс работы.

Тщеславие и суета. Слишком личное, субъективное, хозяйское отношение к своему здоровью (силам), к своему характеру (воле) и к своему таланту (вдохновению) порождает или тщеславные чувства, или же отчаяние. Справиться со здоровьем или с характером не значит непременно выздороветь или же круто переломить характер. Справиться в данном случае значит приспособиться к тому, что изменить до конца не в нашей воле. Справиться - значит относиться к своему телу и характеру, как к «брату ослу». («Брат осёл» - тело и характер, образное выражение, заимствованное у Франциска Ассизского – Прим. И.Л. Викентьеву)

Вообще измениться характер, то есть «брат осёл», может тогда, когда от него не требуют чуда. Помнить, что все чудеса на свете совершаются как раз незаметно, тихо и постепенно, - явление чудес в действительности (а не в сказке) есть длительный процесс, а не мгновение. Он [«брат осёл»] должен работать только на каждый день и волю свою упражнять на каждый шаг. […]

 Не следует много и часто отрываться от главных занятий. А если за что другое берёшься для отдыха, то всё же предварительно примерив к главному. То есть, взявшись за чтение какой-нибудь книги и почувствовав, что она отвлекает от главного, чем заняты в настоящее время мысли, бросить её. Всего же больше отвлекают от главного разговоры, свидания с людьми и житейская сутолока, и потому искать тишины и одиночества.

Не заниматься долго над одной и той же деталью. Детали часто отвлекают от цели. В случае же утомления главной работой непременно заняться другим. И так как это делается ради главной цели, то это будет только на пользу. Не следует же отрываться от главных занятий не ради них, а случайно. Необходимо иметь список текущих занятий главных и побочных. Записывать в специальную книжку. […]

 Для успешности в сочинении надо приниматься всегда за те части эскиза, которые уже более определились, а также за такие места, фрагменты, которые легче двигать, и таким образом понемногу втянуться в работу, обнять целое. Не упорствовать, когда работа не определяется или когда устанешь.

Тема должна развиваться в произведении сама собой. Это положение в практике модернистов не  существует. Вместо темы у них развивается сама собой их ничем не сдерживаемая   воля.

Переходя к другому эскизу, следует выбирать однородный не по характеру, а по назначению, то есть если отрываешься от концертного эскиза, то приняться за концертный же, так как таким образом упражнение в известном роде сочинения не прерывается из-за неудачного хода данной работы.

При неудачности в работе чаще рыться в материале. Из-за двух-трёх неудавшихся пьес нельзя забросить тысячи намеченных. И, наконец, гораздо стыднее погубить тысячи семян, чем вырастить среди многих несколько и плохих растений. Только мелкое честолюбие боится критики, и потому со страхом этим надо бороться. И, наконец, никакой автор не может один и до конца оценить свои произведения, а если долгое время он бывает неудовлетворен своими работами, то ему надлежит несколько усомниться в своей непогрешимости в качестве критика, равно как если он долгое время бывает в состоянии самолюбования.

Роясь в материале, стараться определять характер набросков, то есть искать и сортировать мотивы вступительные, промежуточные, дополнительные фигуры, пассажи и проч. Определять, фортепианно ли, скрипично, вокально или оркестрально (т. е. многочленно) взятое из материала.

Воля в художественном творчестве, которое по существу медиумично, часто является синонимом произвола. Не  произвольничать  ни в схеме, ни в изложении. Прежде чем сесть за жаркую работу, закрыть глаза и в тишине представить себе данную мысль, развившуюся в пьесу, ибо она, несомненно, и существует как пьеса и вся задача должна заключаться в выявлении её отдельных образов, а не в придумывании их.

Подобная медитация должна несомненно подсказать звучность изложения и линии формы данной темы. Запись сделать немедленно и безразлично как: где можно - нотами, где - словами, а где - графикой. Необходимо выработать некоторое спокойствие и самообладание в процессе работы композиторской. Она нуждается в этом не менее, чем виртуозная. Но процесс этот никогда не может быть одинаковым и постоянным.

Не ломать голову, когда попадаешь на узлы и трудности.

Послать к чёрту всё, что останавливает мысль, затрудняет!»

Метнер Н.К., Повседневная работа пианиста и композитора (страницы из записных книжек), М., «Государственное музыкальное издательство», 1963 г., с. 60-65.