«Анри переезжает в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино». Он показывает войну без прикрас, открывает её негероическую сторону. Книга выходит в 1862 году и производит на читателей шокирующий эффект. Но задачей Анри было не только описать ужасы войны. Он хотел изменить отношение к ней.
Если нельзя прекратить военные действия, то можно и нужно прекратить поток жестокости за линией фронта.
Дюнан призывает создавать Общества помощи раненым: «В чрезвычайных случаях, когда собираются главы военных ведомств разных национальностей, отчего бы им не воспользоваться такими собраниями, чтобы выработать международные договорные и обязательные правила, которые послужили бы основанием для создания Обществ помощи раненым в разных государствах Европы?».
На книгу и призывы автора начинают приходить ответы читателей из разных стран. Дюнан понимает, что задел европейское общество за живое. Анри находит союзников.
Юрист Гюстав Муанье, председательствующий в женевском Обществе поощрения общественного блага, прочитав книгу, стремится на встречу с Дюнаном. Мужчины горячо обсуждают идею помощи раненым и решают создать комитет для претворения идеи в жизнь. […]
Однако в беседе с голландским доктором Бастингом Дюнан выясняет, что наличие врачей не всегда помогает делу. Когда военный медик оказывается между расположениями воюющих армий, неприятели открывают по нему огонь. Часто они не знают, что это врач, поскольку тот носит такой же мундир, как и остальные солдаты части. То же самое касается полевых госпиталей. Они располагаются либо в домах неподалёку от места сражения, либо в шатрах. Но понять, что там госпиталь, невозможно.
И Дюнану в голову приходит простая и гениальная мысль: нужно придумать для них опознавательный знак! Символ должен стать общим для всех армий, чтобы противники из любой страны могли отличить его. По задумке Анри, знак обеспечит неприкосновенность тому, кто будет его носить. Он предоставит новый юридический статус, который Дюнан называет «нейтралитетом». […]
Чтобы достучаться до монархов, в сентябре Дюнан едет на берлинский Международный статистический конгресс. Здесь Анри печатает новые письма и на приёмах вручает их делегатам разных стран, буквально требуя от них обещания рассказать своим правителям об инициативе Комитета. Как ни странно, его принимают радушно и даже с энтузиазмом. Во многом этому способствовала книга Анри, которую к тому времени прочитал весь высший свет Европы. Дальше происходит почти невероятное.
На письмо Дюнана приходят ответы от глав государств: 18 представителей 14 правительств приезжают на Женевскую конференцию 26 октября 1863 года. Делегаты сдержанно обсуждают идеи Дюнана. Предложения кажутся им необычными и даже дерзкими. Но все участники конференции согласны, что военным медикам нужна помощь. Постепенно обсуждение становится всё более энергичным. И к завершению Конференции - результативным. Четырнадцать стран принимают принципиально важные положения о помощи раненым. Идеи Дюнана торжествуют: каждая страна обязуется организовать специальный комитет для помощи вооружённым силам, персонал комитетов носит специальный знак отличия - белую нарукавную повязку с красным крестом. Такой символ выбрали в честь флага страны, откуда родом Анри, только цвета швейцарского флага поменяли местами.
И самое главное: предложение Дюнана о нейтралитете также принято: «Во время войны воюющие государства должны провозглашать нейтралитет санитарных повозок и военных госпиталей, а также полностью и совершенно нейтральными должны быть признаны официальный санитарный персонал и добровольный медицинский персонал, жители страны, приходящие на помощь раненым, и сами раненые».
29 октября 1863 года стало днём рождения Красного Креста. «Комитет пяти» после этого события стал называться «Международным комитетом по оказанию помощи раненым». […]
Но Дюнан и Муанье понимают, что для полноценной работы Красного Креста этого мало. Нужно принять международные дипломатические акты, подтверждающие официальное согласие стран. Муанье берётся за составление международного документа. А Дюнан - за переговоры, в которых ему нет равных. На следующей конференции, 22 августа 1864 года, уже 16 стран подписывают договор - «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны». Теперь эмблема Красного Креста даёт особый статус неприкосновенности людям, транспорту и зданиям.
Эта большая победа окончательно разводит друзей. Дюнана обвиняют в обособленности. В его адрес поступают упрёки, на которые он не отвечает. Муанье перестает доверять ему. И Дюнан, не выдержав давления, подаёт в отставку: «Наступило время более умелых работников, нежели я сам, - пусть начатое продолжат они». […]
Движение Красного Креста продолжило свою историю без Анри. Комитеты появились почти во всех в европейских странах. […] Эмблема Красного Креста никогда не имела религиозного смысла, но во время русско-турецкой войны 1877-78 годов Османская империя отказалась её использовать, заменив крест красным полумесяцем. В 1922 году он был признан второй защитной эмблемой. А в 2005 году появился проект третьей, религиозно нейтральной эмблемы - это красный кристалл.
К слову, в Советском Союзе красным крестом обозначали всё, что имеет отношение к медицине. Но подобное использование символа незаконно, на что Союзу не раз указывало Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК). […]
Во время франко-прусской войны по предложению Дюнана солдаты начали носить опознавательные медальоны, которые позволяли идентифицировать их личность.
Бурная деятельность Анри вызвала подозрения у полиции. Уж не прусский ли он шпион? Начались аресты и гонения. Почти без средств к существованию Дюнан живет только своей миссией. Теперь его волнует судьба военнопленных. Выступая с докладом в Лондоне, он падает в голодный обморок. Но уже через пару дней в Плимуте излагает проект создания Верховного международного арбитражного суда. В 1874 году Дюнан находит поддержку у российского императора Александра II и под его началом собирает новую дипломатическую конференцию по вопросам военнопленных. Однако император использует форум в своих целях и обсуждает более широкий круг тем. Анри приходит в ярость.
Последние 10 лет жизни Дюнан скитается бродягой по миру и не может выбраться из нищеты. Благодаря трем франкам в день, которые присылают его родственники, он селится в Хайденском приюте, где живёт до конца дней. Ему ещё нет и шестидесяти, а выглядит он немощным стариком.
К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция подписана 42 государствами. Но мир вспоминает о Дюнане только благодаря журналисту Зондреггеру, сумевшему его разыскать. Интервью с Анри Дюнаном перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему пенсию. Но Дюнан переводит практически все средства в Красный Крест.
В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Но все деньги вновь передает на благотворительную деятельность.
Анри Дюнан умер 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает человека, подающего воду раненому солдату».
Прохоров М., Красный крест: перекрёсток мира, перекрёсток судеб, журнал «Chief Time», сентябрь 2014 г., с. 76-79.