Ошибки при внедрении инноваций
Порча творческого коллективаПорча творческого коллектива
X
Ошибки при внедрении инноваций
Порча творческого коллективаПорча творческого коллектива
X
«Структура КБ-103 (Туполевская шарага – Прим. И.Л. Викентьева) выглядела так: «руководитель» - Балашов, майор госбезопасности, его помощник - Крючков, тоже майор.
Оба достаточно серые личности. Что такие «руководители» из органов понимали в технике?
К Устинову, «руководившему» КБ Мясищева, обратились два заключённых инженера, Оттен и Наумов, с предложением создать двухтактный аварийный бензодвижок для питания самолётной электросети в случае отказа генераторов. «А какие употребляются сейчас?» - поинтересовался Устинов. «Четырёхтактные», - ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам сначала заняться трёхтактными?»
Иначе, как «трёхтактным», его с тех пор не называли.
Читатель ухмыльнётся - дескать, из области анекдотов.
К сожалению, нет.
В бригаде оборудования нас, заключённых, было двое: я и инженер И.С. Свет. Оба мы интересовались не только выпуском чертежей самолёта «103», но и всем, что увеличивало его боевую эффективность.
Военные штурманы (воевавшие в Испании – Прим. И.Л. Викентьева) доверительно рассказывали: «Бомбим ведь главным образом по ночам. Днём «мессеры» сбивают наши Ил-4 запросто, ведь для обороны - на них всего три пулемёта. А ночью, не видя как следует целей, точность низка».
Беседа запомнилась, и мы всерьёз задумались: как помочь делу.
Для вынужденных посадок ночью наши ВВС применяли осветительные парашютные ракеты ПАР-2. Сброшенная ракета медленно опускалась, освещая землю и позволяя летчику выбрать подходящее место. Возникла идея: заполнить люк головной машины полка не бомбами, а десятками ПАРов. Выйдя в район цели, такой самолёт, пользуясь освещением, точно определял, где она, и по радио наводил ведомых. Машину с ПАРами мы прозвали «факельщиком». В результате эффективность бомбометания резко возросла. Бомбы падали не на жилые кварталы, разрушая дома и убивая мирных жителей, а на оборонные заводы, склады оружия, стоянки самолётов и т. д.
Проделав расчёты и изготовив чертежи, мы отправились доложить об этом «руководителю» ОКБ майору Балашову.
Глубокомысленно ознакомившись, но не дав оценки, он сказал: «Хорошо, доложу Г. Я. Кутепову и генералу Данилову (начальнику отдела НКВД). Вас вызовут».
Кутепов вызвал нас и в гневе спросил: «А кто это вам поручал?» Больше к «факельщикам» не возвращались.
Вероятно, все наши труды пошли в дело с традиционной надписью «Хранить вечно». Неужели они действительно думали, что всё так и будет во веки веков?
Уже после войны с грустью прочли в зарубежных авиажурналах, что, озабоченные этими же проблемами, английские инженеры пришли к аналогичному решению. Тут же проверили и запустили в серию. Свои самолёты-«факелыщики» они назвали «пэтфайндеры». Дотошные немцы подсчитали, а англичане подтвердили: точность ночного бомбометания по освещённым целям увеличилась в несколько раз. Переход на такой метод сохранил в строю сотни ранее сбивавшихся при дневных налетах бомбардировщиков.
Вот вам вторая, уже не анекдотическая, а реальная ценность «руководства» чекистами работой специалистов и конструкторов».
Кербер Л.Л., Туполев, СПб, «Политехника», 1999 г., с. 121-122.