Факторы, влияющие на эмоциональное восприятие живописи по В.П. Бранскому

«1. Эффект редкости. Если художник - мастер изображения пышных свадеб - написал однажды для разнообразия убогие похороны, то в глазах коллекционеров его картин такая композиция может представлять большую ценность, чем всё остальное, даже если она достаточно слаба в художественном отношении. Она будет доставлять им своеобразное псевдоэстетическое наслаждение просто благодаря её редкости в творчестве данного художника.

2. Эффект древности. Известно, что открытие совершенно примитивной с художественной точки зрения фрески, скажем XII века до н.э., может доставить археологу гораздо большее удовольствие, чем открытие высокохудожественной фрески, допустим, датируемой XII веком н. э.

3. Эффект стоимости. Картина, оцениваемая более высоко на международном аукционе Кристи или Сотби, будет доставлять её обладателю дополнительное удовольствие, независимо от её художественных качеств. Аналогичный эффект будет производить художественное произведение, выполненное из дорогих материалов. Примером может служить южно-индийская живопись или иконы в дорогих окладах, в которых использованы благородные металлы, жемчуг и драгоценные камни.

4. Эффект трудоёмкости. Картина, требующая для своего выполнения более высокого технического мастерства, при прочих равных условиях будет производить большее впечатление. Так, жанровые картины Мейссонье, выполненные в реалистической манере, неизменно приводили его современников в восторг из-за технической виртуозности их автора. «Боже, как это сделано!» - говорила публика, разглядывая картину в лупу. Насколько трудоёмкость исполнения и связанное с нею техническое мастерство может заслонить действительное содержание картины, видно на примере оценки, данной известным итальянским живописцем и первым искусствоведом эпохи Возрождения Вазари такому шедевру Леонардо да Винчи, как «Джоконда»: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нём были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. ...Глаза обладали тем блеском и... влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей красотой своих розовых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ... поистине казался не красками, а живой плотью».

Из этого пространного описания наглядно видно, как эффект трудоёмкости может совершенно дезориентировать восприятие художественного произведения даже опытным и талантливым профессионалом.

5. Эффект труднодоступности. Картина, привезённая из-за границы и выставленная для обозрения на ограниченный срок, нередко требует для знакомства с ней длительного выстаивания в очереди. Сам факт затраты значительного времени для знакомства с такой картиной может придать ей в глазах зрителя дополнительное очарование. Тот же эффект возникает, когда зрителю приходится преодолевать значительные трудности, чтобы добраться до художественных произведений, скрытых, например, в труднодоступных пещерах, скалах и т. п. «Какого труда мне стоило увидеть эту картину!» - восклицает восхищённый зритель.

6. Эффект целебности. Очевидно, что, например, живопись, выполненная красками с бактерицидными свойствами и оказывающая поэтому на зрителя целебное физическое воздействие, непроизвольно может усилить обычное впечатление от картины. Тот же эффект будет иметь место, если, по мнению зрителя, изображение обладает экстрасенсорными свойствами и способно поэтому воздействовать целебным образом как телесно, так и духовно.

7. Эффект чудотворности. Если существует предание, что картина имеет сверхъестественное происхождение и к тому же воздействовала в прошлом на зрителей сверхъестественным образом, то зритель, доверяющий указанному преданию, будет очарован такой картиной независимо от её художественных достоинств. Более того, даже если речь идёт, например, об иконе, выполненной очень слабым иконописцем, вера в её «чудотворность» придаёт ей в глазах зрителя большие достоинства, чем «рукотворной» иконе, написанной выдающимся художником.

8. Эффект экзотичности. Картина, содержащая какой-нибудь экстравагантный сюрприз, не характерный для живописи вообще, может заинтриговать зрителя и произвести на него впечатление опять-таки независимо от её художественных достоинств. Иллюстрацией такого сюрприза может служить выполненное немецким художником-символистом Г. Максом (XIX век) изображение Христа, «открывающего» и «закрывающего» глаза в зависимости от положения зрителя; или портреты повара и садовника, выполненные итальянским художником-маньеристом Арчимбольдо (XVI век), превращавшиеся при их повороте вверх ногами в натюрморты. К числу таких же живописных кунштюков можно отнести и портрет Л. Толстого, созданный русским художником С. Хазиным (XX век) из строк повести Л. Толстого «Крейцерова соната».

 

Продолжение »