Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
X
«Большинство людей убеждены, что IQ (Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта – Прим. И.Л. Викентьева) это величина постоянная, поэтому не стоит разграничивать две задачи тестирования, которые мы можем условно назвать измерением умственных способностей и прогнозированием уровня умственных способностей.
Но, к сожалению, наука доказывает обратное.
В этой области было проведено немало исследований, в том числе и классическое исследование Дирборна и Ротни, которое заключалось в том, что учёные наблюдали за результатами тестов определённой группы детей из года в год и анализировали изменения IQ. Учитывая, что в целом было проведено 30 подобных исследований, их результатам стоит верить.
Корреляция между тестом и повторным тестом обратно пропорциональна промежутку времени между двумя тестами.
В случае с правильно составленным, надежным тестом, каким, несомненно, является тест Стэнфорд-Бине, коэффициент корреляции между первым и повторным тестированием составит 0,95, если промежуток времени между ними не превысит недели.
Если со времени первого тестирования пройдёт год, то корреляция снизится до 0,91, через два года - до 0,87. С каждым дополнительным годом корреляция будет снижаться на 0,04 пункта, поэтому при перерыве между тестами в три года корреляция будет составлять 0,83, при перерыве в четыре года она составит 0,79, после десятилетнего перерыва коэффициент уменьшится до 0,55. Следует заметить, что коэффициент корреляции 0,55, слишком низок для того, чтобы использовать его для прогноза.
Между тем эти цифры имеют смысл лишь при определённых возрастных рамках. Корреляция между тестами, проводимыми до достижения ребёнком шести лет, значительно ниже, чем показывают приведённые выше цифры.
По результатам тестирования ребёнка в возрасте до двух лет вообще ничего нельзя сказать о его умственных способностях, когда он станет взрослым.
В возрасте трёх-четырёх лет уже можно говорить о способностях ребенка в будущем, но коэффициенты корреляции настолько маленькие, что эти предположения не представляют никакой практической ценности.
В целом следует отказаться от тестирования умственных способностей ребёнка в возрасте до шести лет, поскольку его результаты могут внушить как необоснованные страхи за будущее ребёнка, так и ничем не обоснованную уверенность в его будущих успехах.
С другой стороны, вполне логично будет заключить, что по результатам тестирования детей старше 15 лет можно судить об их результатах по тестам даже по прошествии тридцати лет. Установлено, что корреляция между тестом, который проводился в подростковом возрасте, и тестом, проводившимся спустя 30 и более лет, должна составить примерно 0,8 при условии, что центральная нервная система не будет повреждена».
Ганс Айзенк, Психология: польза и вред / Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., с. 63-64.