Истерический склад личности актрисы Мэрилин Монро

«Мэрилин Монро (настоящая имя - Норма Джин Бейкер Мортенсон) - самая популярная американская киноактриса середины XX века, секс-символ Америки. По негласному соглашению современников признаться воплощением совершенной женственности.

Мать Мэрилин страдала маниакально-депрессивным психозом и на протяжении почти всей жизни актрисы находилась в психиатрической больнице. Прошлое Мэрилин представляет собой классический пример фона, на котором легко развиваются так называемые «пограничные состояния психики».

С двухнедельного возраста девочка переходит из одной семьи приёмных родителей в другую, где «чужие папы», пользуясь полной беззащитностью крошки, позволяли себе тайно удовлетворять извращённую похоть.

Она не запомнит точно, когда её изнасиловали в первый раз - в 6, 9 или 11 лет.

Впрочем, некоторые биографы считают, что это очередная, «бьющая на жалость» фантазия актрисы.

Монро признавалась, что до 19-летнего возраста дважды пыталась покончить с собой. Один раз она включила газ, второй раз наглоталась снотворных таблеток.

После работы манекенщицей и позирования в обнажённом виде для обложки календаря получила наконец-то небольшие роли в Голливуде. Одной из фобий Мэрилин был вполне понятный, если вспомнить её наследственность, страх сойти с ума. Крайнюю ранимость актрисы отмечали всё: она могла зарыдать, увидев на обочине мёртвую собаку.

Об эксцентричности и говорить нечего. Широко известна её склонность к эксгибиционизму: любила ходить по квартире обнажённой, любуясь своим отражением в многочисленных зеркалах; могла раздеться перед любой аудиторией и не любила носить нижнее бельё. Но хуже всего то, что красотка Мэрилин, у которой «секс был написан на лице», была фригидна, в чем признавалась и она сама, и многие её мужчины. Четыре брака и бесчисленное множество любовников подтверждали как её сексуальную привлекательность (сексапильность), так и неспособность к семейной жизни.

С 1954 г. Мэрилин жила в окружении полного хаоса: из многочисленных чемоданов и шкафов торчала одежда, по комнатам валялись разбросанные косметические и туалетные принадлежности. Она часто звонила глубокой ночью знакомым, так как боялась почувствовать себя в одиночестве. Любовь к животным доходила у неё до такого абсурда, что пришлось обращаться к психиатрам. Во время очередной госпитализации «Мэрилин посадили в камеру с решёткой, конфисковали личные вещи, лишили связи с окружающим миром».

Подобная терапия только усугубила то депрессивное состояние, в котором она находилась практически всю жизнь. Мировая кинозвезда «билась головой о закрытые двери, выла, как раненое животное. После того, как Мэрилин попыталась выпрыгнуть из окна камеры, раздевшись догола, на неё надели смирительную рубашку».

Впервые во время работы над фильмом «Автобусная остановка» (1956 г.) специально для Мэрилин был приглашен психиатр, чтобы наблюдать за ней на съемочной площадке и принимать в случае необходимости медицинские меры. «Так из капризов и страданий получился отличный фильм с превосходной игрой Мэрилин Монро», - пишет биограф актрисы Э. Саммерс. В 1960 г. во время съёмок фильма «Неприкаянные» актриса однажды за день приняла 20 снотворных таблеток, которые запила вином. Часто по утрам перед началом съёмок, когда от принятого накануне снотворного Монро ещё пребывала в забытьи и лежала в постели, гример накладывал макияж на спящую актрису.

После премьеры фильма актриса снова оказалась в том учреждении, где закончила жизнь её мать. Безрезультатно провалявшись месяц в психиатрической клинике и не вернув интереса к жизни, она вновь погрузилась в своё одиночество и бессонницу.

Психиатры, длительно и малоуспешно лечившие её от депрессии и раздражительности, отмечали у актрисы также «симптомы паранойи» и «признаки шизофрении». Знаменитый английский актёр Лоренс Оливье открыто называл её «шизофреничкой». Дочь Зигмунда Фрейда, известный психолог и психоаналитик Анна Фрейд, при проведении психоанализа Мэрилин Монро поставила ей диагноз «истерический и депрессивный склад личности».

Мэрилин Монро нашли мёртвой за день до объявленной ею пресс-конференции, на которой она намеревалась обнародовать свои разговоры с сенатором Робертом Кеннеди.

Как алкоголизм можно считать «профессиональной болезнью» писателей, так - с ещё большим основанием - можно предположить, что истерическое расстройство личности является «профессиональной болезнью» многих талантливых артистов. Мэрилин Монро - один из многочисленных примеров, подтверждающих эту гипотезу. Давайте проведём психиатрический анализ её поведения и состояния.

Правильность диагноза подтверждается следующими признаками:

1) наличие психопатологически отягощённой наследственности;

2) отсутствие должного воспитания, трудное детство, неблагоприятная социальная среда;

3) неоднократные суицидальные попытки в юности;

4) сформировавшаяся классическая картина истерической структуры личности (капризность, аффективная лабильность, театральность поведения и т.п.);

5) нарушение влечений, выражавшееся в основном в лекарственной и наркотической зависимости (попытки лечения антидепрессантами именно по этой причине оказывались безрезультатными - не то лечили).

Все симптомы, как говорится, в полном комплекте и налицо. Именно благодаря особенностям своей истерической структуры личности Мэрилин Монро и стала суперзвездой и тем секс-символом, который в течение уже нескольких десятилетий продолжает оставаться определённым эстетическим эталоном.

Большинство повторных суицидальных попыток рано или поздно заканчиваются самоубийством. Поэтому по существу не важна непосредственная причина смерти кинозвезды; в любом случае такие личности долго не живут».

Шувалов А.В., Женская гениальность: история болезни, М., «Альпина нон-фикшн», 2012 г., с. 121-124.