Искусствоведение и литературоведение
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Независимая цель личностиНезависимая цель личности, как прообраз Достойной цели
X
Искусствоведение и литературоведение
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Независимая цель личностиНезависимая цель личности, как прообраз Достойной цели
X
«Позднее Возрождение, - прекрасно писал по этому поводу Л. Баткин, - это сплошная попытка перепрыгнуть через себя и выразить больше, чем это вообще возможно».
«О, если бы бессмертье красоты я мог делами выразить!» - восклицает в одном из сонетов Микеланджело. Читая его стихи, осознаёшь, что свою задачу мастер видит совсем не в том, чтобы воспроизвести природу, как стремились к тому античные художники. Он всеми силами стремится превзойти её, выйти за её пределы, прорваться сквозь все возможные границы и оболочки - навстречу Богу и Его невыразимому присутствию в мире вокруг нас.
Стихи Микеланджело - это почти всегда молитва. Страстная и корявая по форме, без начала и без конца, но в то же время прекрасная. Полная отчаяния, но открывающая удивительные возможности для того, чтобы, вырвавшись из полного мрака, прорваться к удивительному свету, в котором все сияет, искрится и сверкает.
Удивительное открытие Микеланджело заключается в том, что он научился преодолевать боль, тоску и отчаянье благодаря своему нечеловечески тяжёлому труду. Однако это возможно только в том случае, если веришь в Бога (Последнее - произвольное допущение Г.П. Чистякова – Прим. И.Л. Викентьева).
Жить трудно и временами страшно, а поэтому только молитва и её сила удерживают нас, в сущности, всегда висящих над бездной. Микеланджело прекрасно сказал об этом в своём «Страшном суде», когда в нижней части фрески слева изобразил двух грешников, которых на небо своею мощной мускулистою дланью бесплотный ангел словно на канате поднимает за четки, что они крепко держат в руках».
Чистяков Г.П., Римские заметки, Харьков, «Carmina», 2008 г., с. 119-121.