Предпочтения «воспринимателя» - массового читателя по оценке М.И. Веллера

«Невозможно не упомянуть ещё об одной особенности, которая роднит  дилетантов-воспринимателей и дилетантов-начинающих-художников. Даже странно,  что об этом не говорилось раньше.

Восприниматель особенно любит произведения о том, что происходит не здесь -  в высших кругах, в экзотических странах, в старые времена.

Это подчёркивает  для него условность искусства, очищает страсти и коллизии от бытовщины и  позволяет переживать острее, смиряет с неправдоподобием концентратов  проявлений чувств: мол, это же не жизнь, а искусство. Это понятная ему  система условностей - не здесь, не сейчас, - где раздолье приключениям  сильных чувств: ну, немножко сказка, но всё как в жизни, люди-то с их  отношениями и чувствами те же самые. Начинающий художник обожает забацать что-нибудь про далёкую страну или  далёкое время. Не знает про это ни хрена. Чем меньше знает - тем охотнее  пихает туда своих героев. Инстинктивно он ощущает, что как бы в этом больше  искусства. И он прав! Почему?

Потому что он не владеет ремеслом. Он понимает, что искусство условно, но  как выражается эта условность - ещё не знает, не умеет.

Просто описать свою  жизнь - не искусство, это он понимает. Должно быть ещё что-то, что усиливает  общее впечатление, - это он чувствует. И в качестве условности искусства -  пихает экзотику. Она оправдывает неестественные отношения и неестественные  речи, она позволяет любую сочиненную модель посадить на какой-то жизненный  материал - потому что на знакомом, своем, реальном материале модель будет  дико наивная, неправдоподобная, глупая. А ему надо - чтоб правдоподобно - но  не так, как есть в жизни вокруг, а как-то ещё, как-то иначе, сильно,  сочиненно, страстно, красиво.

И возникает энергетическое поле между окружающей жизнью - и изображённой им  экзотикой. Он изобразил жизнь не в формах жизни, он трансформировал исходный  материал (ну, повесть о любви) через себя, он совершил созидательный,  энергетический, акт, - простейшим доступным способом. [...]

Сам перенос  действия в «не здесь и не сейчас» - это уже созидательный акт. Результат  чаще всего - дерьмо полное. Но принцип движения правильный - взлом и  преображение реальности, создание того, чего ещё нет.

Любовь соседа не возбуждает - серый плебей, даже если повесится от своей  любви. Любовь принца - о, невообразимая огромность последствий этой любви и  небывалость ситуации дают на уровне реалий, которые можно пощупать, всю  огромность чувств: т. е. внутренний мир проявляется через внешний ряд, а  внешний ряд тут ослепителен. Через внешний ряд стремится начинающий художник  решить свою задачу - выразить силу чувств и коллизий. Вот и экзотика. У  воспринимателя же экзотика уже сама по себе повышает интерес, увеличивает  возбуждение чувств от восприятия, и в этом возбуждении, в неизвестном ему  полусказочном пространстве действия, всё происходящее там воспринимается  острее, как под увеличительным стеклом.

Перенос соседской страсти на принца экзотической страны - это перенос  страсти под увеличительное стекло. Увеличение внимания, интереса,  значительности каждого проявления чувств».

Веллер М.И., Всё о жизни, СПб, «Издательский Дом «Нева»; М., «Олма-пресс»,  2000 г., с. 721-724.

 

Формулы книги-бестселлера.