«… близостью теорий харизмы и пассионарности Г. Померанц даже объяснял тот факт, что Гумилёв не стал популярен на Западе.
«Мы не знаем Макса Вебера, - писал Померанц, - а на Западе это классик, и ядро Гумилёвской теории пассионарности воспринимается как парафраз веберовской теории харизмы». (Померанц Г., Выход из транса (сборник ранних работ), М., «Юрист», 1995 г., с. 356).
Конечно, с данным суждением нельзя согласиться целиком: если пассионарная теория и воспринимается как парафраз теории харизмы, то она не являлась таковой изначально.
Сам Григорий Померанц отмечал, что Гумилёв, в отличие от Макса Вебера, делал акцент не на фигуре вождя, а на пассионарной группе, и, кроме того, Гумилёв настаивал, что пассионарная группа способна создать новый народ, чего Вебер не утверждал».
Фрумкин К.Г., Пассионарность: приключения одной идеи, М., Изд-во «ЛКИ». 2008 г., с. 51.