Основные работы в области методологии науки
ЭндшпильПоследние годы жизни творческой личности
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
Основные работы в области методологии науки
ЭндшпильПоследние годы жизни творческой личности
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
«… важной закономерностью развития любой научной теории является упрощение последователями сложной мысли её основателя.
Там, где основатель колебался и снабжал свои гипотезы необходимыми оговорками, в трудах его адептов возникает хотя и не всегда обоснованная, но зато однозначная и красивая в своей простоте догматическая система.
Судьбы учений Фрейда и Маркса демонстрируют действие этой закономерности наиболее ярко, но и учение Л.Н. Гумилёва не избежало этой общей участи теорий, ставших слишком популярными.
Поэтому не удивительно, что в тех научных трудах, где вообще затрагивается вопрос о природе пассионарности, чаще встречается «балансовый» подход. Об этом может свидетельствовать нижеследующая подборка цитат.
«Феномен пассионарности состоит в объединении сознательной воли человека и избыточной космической энергии».
Абрамов М.А., Космос и история: две судьбы истории науки, Саратов, 2004 г., с. 78.
«Пассионарность - это избыток биохимической энергии, которую этнос растрачивает в течение своей жизни».
Сайфуллин Р. Г., Теория этногенеза и всемирно-исторический процесс, Книга I, с. 13.
«Пассионарность как признак есть способность человека так эффективно приобретать и запасать энергию, и так экономно её расходовать на обслуживание жизнедеятельности своего организма, что образуется некий избыток энергии, который может быть израсходован на выполнение работ, на воздействие на окружающую косную природу, на взаимодействие с другими людьми, социумом и т.д.».
Бахтин Ю. Б., Мутация пассионарности Л. Н. Гумилёва: возникновение и стенотипическое проявление. в Сб.: Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. (Материалы конференции), Том 1, СПб, 2002 г., с. 62.
«Чем выше пассионарность, этнической системы, тем большую биохимическую энергию она извлекает из кормящего ландшафта».
Шардыко С. К.. Понятие пассионарности в контексте термодинамики и синергетики. в Сб.: Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии, Том 1, с. 86.
«Следует исходить из того, что психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физиологическая, только эта энергия пребывает в иной форме, и её труднее регистрировать измерять».
Карабущенко П. Л., Карабущенко Н. Б., Теория пассионарности Л. Н. Гумилева и его вклад историческую элитологию, с. 253.
«Подразумеваемая Гумилёвым превращаемость разных форм геокосмической энергии в биохимическую энергию живого вещества, а затем физиологическую и психологическую энергию человека - пассионарность, и, наконец, в этническую пассионарность».
Ахраменко Л. П., Биосферная концепция этногенеза Л. Н. Гумилева: философско-методологический аспект, с. 8.
«Пассионарность как энергия - это избыток биохимической энер-, гии живого вещества (людей)... Пассионарность как характеристика поведения - эффект избытка биохимической энергии живого вещества (людей)».
Гуц А. К., Глобальная этносоциология, Омск, 1997 г., с. 65.
Как можно видеть из этого компендиума цитат, представление о пассионарности как о феномене избыточной энергии является едва ли не общим местом в «проГумилёвской» литературе.
В то же время подавляющее большинство авторов говорят об избыточной энергии чисто декларативно, не уточняя, что они имеют ввиду, и, в частности, не поясняя, стоит ли отождествлять поглощаемую этносом «избыточную космическую энергию» с тем энергетическим импульсом, который народ предположительно получает в результате «пассионарного толчка».
Фрумкин К.Г., Пассионарность: приключения одной идеи, М., Изд-во «ЛКИ». 2008 г., с. 84-85.