«Пассионарность, по мысли Л.Н. Гумилёва является источником мотивации, прямо противоположным по своему направлению инстинкту самосохранения, это своего рода «антиинстинкт».
По соотношению двух основных «движущих сил» человеческой личности всех людей можно разделить на три категории, а именно:
- пассионарии - у них пассионарные импульсы сильнее инстинктивных; они являются важнейшими участниками всех исторических процессов;
- гармонические личности, или гармоники, - у них пассионарность и инстинкт самосохранения примерно уравновешены и о которых Гумилёв сообщает следующее: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную» (Гумилёв Л.Н., Этногенез и биосфера Земли, Л., «Гидрометеоиздат», 1990 г., с. 282).
- субпассионарии - особи, мотивированные прежде всего своими низшими инстинктами, или, как говорит Гумилёв, обладающие «отрицательной пассионарностью». Субпассионарии не способны ни на подвиги, ни на сколько-нибудь успешную трудовую деятельность и, как правило, пополняют ряды бродяг, люмпен-пролетариев, криминальных элементов и наёмных солдат. Хотя предводительствуемые пассионариями армии и мятежные толпы часто состоят из субпассионариев, без своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или разбой.
Уровень пассионарности может быть характеристикой не только индивидуума, но и народа - при этом «количество пассионарности», свойственной этносам, Гумилёв называл пассионарным напряжением. Обычно уровень пассионарного напряжения истолковывается как доля пассионариев в составе этноса.
В этом пункте Пассионарная теория этногенеза из своеобразной разновидности соционики и антропологии превращается в настоящую философию истории. Дело в том, что, по мнению Гумилёва, уровень пассионарного напряжения предопределяет не только уровень активности данного народа, но и его историческую успешность - энергичным и целеустремленным людям, как правило, сопутствует удача, в том числе и удача военная, поскольку армия из пассионарных воинов более боеспособна. Именно поэтому прямым следствием высокого уровня пассионарного напряжения данного народа обычно становится территориальная экспансия.
Связь понятия пассионарности с проблематикой собственно этногенеза вытекает из Гумилёвской теории возникновения новых народов.
По мнению учёного, «эмбрионом» будущего нового этноса обычно становится группа («консорция») высокопассионарных особей, объединённых общей судьбой, - например, участием в военном или колонизационном предприятии. К такой группе примыкают пассионарные представители разных народов, и постепенно она становится «точкой кристаллизации», вокруг которой образуется новый народ. Из этой теории следует, что «вспышки» этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе».
Фрумкин К.Г., Пассионарность: приключения одной идеи, М., Изд-во «ЛКИ». 2008 г., с. 11-13.