Создание новых продуктов «для масс»
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Создание новых продуктов «для масс»
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
«По мере того как дело расширялось, от Джанни требовалось всё больше творческих идей, и он жадно набросился на журналы, газеты и книги по искусству в поисках источников вдохновения.
Одно из его любимых изданий - толстый, роскошно иллюстрированный том L'abbigliamento nei secoli («Одежда разных столетий»), рассказывавший, как одевались по всему миру в разные периоды истории.
Если ему приходилось выезжать по делам ещё до рассвета, он просил остановиться по дороге, чтобы купить большую стопку печатной продукции. «Я наблюдал, как он пролистывает сотни страниц книг по искусству и отбирает интересующие его картинки, ни на минуту не прерывая беседы со мной», - вспоминает итальянский журналист Ферре, друживший с Джанни.
В путешествиях Джанни внимательно разглядывал прохожих, здания, пейзажи, черпая из этих наблюдений новые идеи.
«Источником вдохновения могло послужить что угодно - цветок, архитектурная форма, резное украшение мебели, мозаичный пол в церкви», - рассказывает Патриция Кукко, личная помощница Джанни с 1985 года и до самой его смерти.
Для одной коллекции, включавшей около сотни моделей, Джанни делал тысячи набросков.
Затем он с двумя главными помощниками просматривал груды листов, отбирая лучшие. Помощники превращали отобранное в детально проработанные эскизы с правильными пропорциями. Джанни исписывал эти красивые аккуратные листы торопливыми, нервными каракулями, разъясняя, что нужно изменить. Выправленные эскизы отправлялись на фабрику к modellisti, закройщикам, изготовлявшим образцы.
Хорошие modellisti были необходимы как воздух любому дизайнеру, стремившемуся к большим объёмам продаж. Опытные мастера знали, какие модели, ткани и размеры подходят для массового производства, и умели приспособить авторские идеи к потребностям рынка, не искажая их сути. (Они же давали подробные указания по изготовлению одежды на фабрике, указывая специальными значками ширину швов, расположение вытачек и размер карманов.)
Джанни, неустанно заботившийся о том, чтобы на него работали лучшие специалисты, иногда отправлял один и тот же эскиз нескольким закройщикам, чтобы сравнить результат.
Когда дела компании пошли в гору, Джанни стал брать на работу портних, закрывавших свои ателье в Милане, потому что их старая клиентура постепенно вымирала, а молодые женщины предпочитали одежду из магазина. Портнихи сами изготовляли образцы или вносили изменения в те, что приходили с фабрики, добавляя разнообразные украшения, например вышивку или кружево.
В 1982 году эксперименты Джанни стали настоящим прорывом, одним из важнейших нововведений в истории послевоенной моды; эта яркая вспышка оригинальной мысли помогла создать неповторимый стиль Versace. Вдохновившись материалом, из которого делались проволочные рукавицы для мясников, Джанни создал новую, доселе невиданную ткань.
В сотрудничестве с немецким мастером он изобрёл гибкую сетку из тонких металлических колец.
Вначале он использовал эту сетку для украшений в рыцарском стиле на мужских пиджаках из черной кожи. Для женской одежды материал был слишком тяжел. Но немецкий поставщик неустанно пробовал всё новые сплавы и вскоре смог предложить Джанни ткань, достаточно лёгкую, чтобы сделать из неё облегающее платье.
Модель всё равно получилась тяжёлой, около семи килограммов, так что закройщицам пришлось подложить под тонкие бретели кожаные полоски, способные выдержать этот вес. Перед показом манекенщице, чтобы облачиться в этот наряд, нужна была помощь двух костюмеров. Джанни не отставал от поставщика, и, в конце концов, тот нашёл способ сделать сетку настолько тонкой и лёгкой, что она драпировалась, как ткань. Она образовывала мягкие складки, не создавая лишнего объёма, и в то же время была достаточно тяжелой, чтобы скользить по телу, облегая формы и поблескивая на коже.
Эта проволочная сетка была шедевром игры с контрастами, фирменного приёма Джанни: холодная жесткость металла сочеталась в ней с мягкой податливостью традиционной материи. Чтобы изготовить платье, портнихи Versace должны были специальным инструментом, напоминающим тонкий вязальный крючок, разъединить сотни крошечных колечек и соединить их заново в соответствии с фасоном. Носить такой наряд тоже было нелегко: в нём было холодно, а места соединений могли оцарапать кожу.
Джанни был в восторге от новой ткани, податливой, как глина в руках скульптора. Он использовал сетку жёлтого, зелёного и серебряного цветов, создавая орнаменты в стиле Пикассо или эффект струящегося золота а-ля Климт. Для мужчин он придумал майку без рукавов, которая мгновенно стала гвоздём сезона в гей-клубах. Вечерние платья из металлической сетки особенно полюбились итальянским знаменитостям, нуждавшимся в фотогеничных нарядах для торжественных случаев. Туалеты из этого материала присутствовали в каждой коллекции Версаче с 1982 года до самой смерти Джанни.
Кэролайн Мабуби, открывшая фирменный бутик Versace в Лос-Анджелесе в 1983 году, сразу поняла, насколько новаторскими были эти платья: «В первой коллекции, которую мы выставили, когда открылись, были кожаные пиджаки и платья из металлической сетки. По тем временам это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Никто никогда не делал ничего подобного. Я помню, рядом с нами был бутик Nina Ricci - и по сравнению с Versace весь их ассортимент сразу стал выглядеть до ужаса старомодным».
Джанни продолжал донимать поставщиков шёлка, хлопковых тканей и шерсти, добиваясь и от них творческих прорывов.
Обычно дизайнер, готовясь к выпуску новой коллекции, выбирал ткани из готовых образцов, предлагаемых изготовителями текстиля. Джанни вместо этого побуждал производителей создавать новые, невиданные материи. В частности, он заказывал шёлк, подвергнутый высокотемпературной обработке, чтобы получить шероховатую фактуру. Однажды ему потребовался шёлк с чёрно-белым узором, напоминающим шкуру носорога, на него вручную нашивались тусклые золотистые лоскуты, изображающие пятна грязи. В другой раз поверхность белого шёлка в чёрную полоску протравили кислотой, чтобы он собрался в гармошку. На подиуме ткань выглядела как шершавая кожа животного.
Джанни, много лет наблюдавший, как его мать создаёт разнообразнейшие выкройки, уверенно экспериментировал с новыми формами и кроем, который в менее умелых руках непременно оказался бы неуклюжим. В 1987 году он представил ярко-красное коктейльное платье без бретелек, сделанное из пересекающихся широких шёлковых лент, похожих на неровно наложенную толстую повязку».
Дебора Болл, Дом Versace, М., «Слово», 2011 г., с. 109-111.