iTunes Store - онлайн-супермаркет компании Apple

«Джобс быстро понял, что музыкальный рынок скоро достигнет невероятных размеров: к 2000 году буквально все вокруг копировали музыку на компьютер с компакт-дисков или скачивали с файлообменных сервисов вроде Napster и записывали собственные сборники - в тот год в США было продано 320 миллионов пустых CD-болванок.
Население страны составляло всего 281 миллион. Получалось, что некоторые всерьёз этим увлеклись, a Apple с ними не работала. «Я чувствовал себя полным кретином, - рассказывал Джобс журналу Fortune. - Думал, что всё пропало. Нам предстояла серьёзная работа…»

 Уолтер Айзексон, Стив Джобс, М., «Астрель», 2012 г., с. 437.

 

«… Джобс мог бы решить поощрить пиратство. Бесплатный доступ к музыке увеличил бы продажи iPod. Но поскольку он действительно любил музыку и уважал музыкантов, он был твёрдо настроен против того, что считал воровством. Он говорил мне впоследствии:

С первых дней в Apple я осознал, что мы процветаем за счёт создания интеллектуальной собственности. Если люди копируют или крадут наш софт, мы терпим убытки. Если не защищать его, нет смысла работать над новыми программами или дизайном продуктов. Если защита интеллектуальной собственности исчезнет, то и компании, создающие эту собственность, тоже исчезнут - или никогда не начнут свою работу. Но есть и более простая причина: воровать нехорошо. Это приносит вред как окружающим, так и вам самим.

Он понимал, что наилучший - а вернее, единственный - способ борьбы с пиратством - это создать альтернативу, более привлекательную, чем бездарные сервисы звукозаписывающих компаний.

«Мы верим в то, что 80% людей, крадущих музыку, делают это не по своей воле - у них просто нет выбора, - сказал Джобс Энди Лэнгеру в интервью журналу Esquire. - И мы решили: надо создать легальную альтернативу. От этого выиграют все - музыкальные компании, сами музыканты, Apple и в конечном итоге пользователи, потому что они получат отличный сервис, который избавит их от необходимости воровать».

Итак, Джобс вознамерился создать iTunes Store и принялся убеждать пятёрку ведущих звукозаписывающих компаний разрешить в нём продажу их музыки. «Мне никогда раньше не приходилось тратить столько времени, чтобы убедить людей принять решение на благо им самим», - вспоминал он. Компании беспокоились о ценовой модели и продажах отдельных песен с альбомов - главным аргументом Джобса было то, что новый сервис предназначался только для Macintosh, то есть для 5% рынка.

Это снижало риски. «Малая доля рынка оказалась нашим преимуществом: мы могли сказать, что если наш магазин кому-нибудь навредит, мир не рухнет».

Джобс предлагал продавать песни по 99 центов - такая цена подталкивала пользователей к импульсивным покупкам. В этом случае звукозаписывающие компании получали по 70 центов с песни. Джобс настаивал, что такой формат продаж окажется более привлекательным, чем месячная подписка. Он (совершенно справедливо) считал, что люди на эмоциональном уровне привязываются к любимым песням и хотят владеть композициями Sympathy for the Devil и Shelter from the Storm, а не брать их послушать. В тот период он сказал Джеффу Гуделлу из журнала Rolling Stone: «Можно предложить по подписке Второе пришествие Христа - и оно никому не будет интересно».

Джобс также настаивал, чтобы песни в iTunes Store продавались по одной, а не альбомами. Это привело к самым серьёзным конфликтам со звукозаписывающими компаниями, которые привыкли помещать в каждый альбом по два-три хита и с десяток проходных песен. Чтобы получить желаемую композицию, надо было купить весь альбом. Некоторые музыканты также возражали против решения Джобса. «Хороший альбом - это цельное высказывание, - говорил Трент Резнор, лидер группы Nine Inch Nails. - Песни перекликаются друг с другом. Я делаю музыку именно так».

Но протесты не были активными. «Пиратство и интернет уже уничтожили саму идею альбомов, -  рассказывал Джобс. - Невозможно тягаться с пиратством, если не продавать песни по одной».

Уолтер Айзексон, Стив Джобс, М., «Астрель», 2012 г., с. 453-454.