Инерция мышления в создании методик творчества по Г.С. Альтшуллеру

В первой части приводимой ниже цитаты, Г.С. Альтшуллер в 1961 году пишет об эффекте «книг по творчеству», который, увы, действует почти в 100% случаев и третьем тысячелетии…

«Однажды я увидел в технической библиотеке книгу с броским названием «Секрет изобретателя». Я почти вырвал её из рук удивлённого библиотекаря. Книга была совсем новой, она ещё пахла типографской краской, и страницы не были разрезаны. Я подумал, что завтра сяду за свой стол во всеоружии раскрытых секретов...

Надо отдать должное автору - книга была написана живо и увлекательно. Но, перелистывая страницы, я испытывал такое ощущение, словно сквозь пальцы уходила вода: как ни старайся, а вода просочится, уйдёт - и ничего не останется.

Я дочитал последнюю страницу, и вот что у меня осталось:

«Неизвестно, откуда нахлынет идея: может, из прошлого, может, со стороны. В каждом изобретении живут его предки, каждое изобретение - брат своих братьев. Неисчислимы пути, по которым приходят  изобретения. Будь готов принять их с любого пути. Думай! Ищи! Пробуй! Шагай!»

Чаще других приходил ко мне немолодой уже инженер, работавший над серьёзной проблемой. Он нашел несколько вариантов решения, но все они оказались слишком сложными. Чувствовалось, что правильное решение лежит где-то рядом, однако найти его никак не удавалось. И вот я представил себе, как скажу этому человеку: «Неизвестно, откуда нахлынет идея... Думай! Ищи! Пробуй! Шагай!» От одной этой мысли мне стало неловко. Я вернул библиотекарю пахнувшую типографской краской книгу с броским названием «Секрет изобретателя».

Да, лучше было честно сказать: я не знаю, как делаются изобретения. Впрочем, очень скоро я мог ответить на другой вопрос: как не делаются изобретения. И это был уже большой шаг вперёд.

Если мне в те годы не так часто приходилось иметь дело с удачными, признанными изобретениями, то недостатка в неудачных изобретениях – своих и чужих – я не испытывал. Я имел все основания считаться крупным авторитетом в области плохих изобретений. Было одно обстоятельство, на которое «крупный авторитет» не мог не обратить внимания. Все неудачи делились на несколько основных групп. Каждая группа имела свои типичные ошибки. Примечательно, что эти ошибки были одинаковы в неудачных изобретениях, относящихся к различным областям техники. Тут уже проступала некая закономерность!      

Фотоснимок сначала получается на негативе. Таблица «типовых ошибок» и представляла собой нечто вроде негатива настоящей методики изобретательства. По негативу далеко не всегда можно судить о снимке, но наиболее характерные особенности обычно видны. Напрашивалась мысль; если есть закономерность в неправильных приёмах решения изобретательских задач, то почему бы не быть закономерности и в правильных приёмах? Казалось бы, всё просто. Надо изучить достаточно большое число удачных изобретений и найти те приёмы, которые использовались изобретателями. Однако случилось иначе. Просматривая свои старые институтские конспекты, я натолкнулся на поразившее меня высказывание Маркса:  «Дарвин направил интерес на историю естественной технологии, то есть на образование растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных. Не заслуживает ли такого же внимания история образования, производительных органов общественного человека, история этого материального базиса особой общественной формации».

«Таблица удачных приёмов» - это только подспорье для работы изобретателя. Ведь не будет гарантии, что в этой таблице не пропущен тот или иной очень важный приём.

Маркс сформулировал несравненно более важную задачу: изучить основные законы развития техники. Знание этих законов помогло бы понять механизм изобретательского творчества, дало бы действительно научную методику изобретательства.

Работа над созданием такой методики была начата мною в 1946 году. Потребовалось самым детальным образом изучить историю многих отраслей техники, чтобы понять, как возникает потребность в изобретениях и как эти изобретения делаются. Уже в первые три года работы были проанализированы 4000 описаний различных изобретений».      

Альтшуллер Г.С., Как научиться изобретать, Тамбов, «Тамбовское книжное издательство», 1961 г., с. 7-9. 

 

«Большая неожиданность» в научной деятельности по Г.С. Альтшуллеру.

 

 Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube