Первобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Первобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Исторический период примерно от 8000 до 3000 до н.э – время перехода от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство).
Сам термин «Неолитическая революция» ввёл в научный обиход английский археолог Гордон Чайлд / Gordon Childe [1892-1957].
«Гуманоид, известный как неандерталец, исчез около 30 тысяч лет до н.э. Он, несомненно, верил в загробную жизнь умерших, и это показывает поза погребённых - на правом боку, головой на восток. В захоронениях среднего палеолита были найдены примитивные орудия из кварца и красной охры. Некоторые черепа деформированы таким образом, что можно считать это осознанной операцией по извлечению мозга.
Так называемое искусство высшего палеолита представлено знаменитыми Венерами с широким задом и часто гипертрофированными половыми признаками, а также наскальными рисунками - как правило, зооморфными и идеоморфными, что вовсе не исключает антропоморфных мотивов. В сценах с замаскированными фигурами на стенах франкокантабрийских пещер обнаруживается явное сходство с сеансом шаманского камлания.
В эпоху мезолита, когда главной формой хозяйственной деятельности была охота, началось одомашнивание диких животных и была открыта питательная ценность злаковых культур. Видимо, эпохой мезолита следует датировать типично мужские обряды подражания хищникам. В начале 1970-х годах появилась этнологическая фикция, согласно которой подобное поведение является куда более древним и связано с самим зарождением человеческого рода. Некоторые этнологи даже утверждали, будто бы кровожадная агрессивность является проклятием нашей расы. На самом деле, это всего лишь бездоказательные гипотезы, отражающие убеждения отдельных учёных в определённые эпохи. Охотничий инстинкт возник сравнительно недавно и не может служить главным фактором, определяющим историю человечества.
Такие этнологи, как Конрад Лоренц, доводили презрение к человеку до того, что приписывали ему - единственному среди всех животных - весьма относительное понятие о запрете, повелевающем не убивать себе подобных. В недрах самой социобиологии эти утверждения были оспорены такими учеными, как Э.О. Вильсон.
С эпохой мезолита связано ещё несколько важных изобретений - лука, верёвки, сети, лодки.
Если согласиться с точкой зрения, до сих популярной в среде социобиологов-неодарвинистов, об экономической специализации полов, то женщинам принадлежат все заслуги в развитии земледелия.
Около 8 тысяч лет до н.э. свершилась неолитическая революция. К 7000 г. до н.э. новая экономика, основанная на культуре злаковых растений, появилась в средиземноморском бассейне, в Италии, на Крите, в Греции, в южной Анатолии, в Сирии и Палестине {Плодородный серп).
С наступлением земледельческой эры довольно сильно меняются как ритм жизни, так и религиозные верования. У охотников судьба человека целиком зависит от добычи; у земледельцев объектом мистического единения становятся растения: злаковые в средиземноморском бассейне и в Центральной Америке, клубневые - в Юго-Восточной Азии и в тропической Америке.
С развитием земледелия центром религиозных верований становятся тайны женщины: она сравнивается с землей-кормилицей; её беременность является символом сокрытой жизни семени и воспроизводства; её менструальный цикл сопоставляется со всеми природными циклами - такими, как фазы луны, приливы и отливы, цветение и увядание природы, смена времён года.
Главными фигурами культа выступают богини, произошедшие от толстозадых Венер эпохи палеолита.
Подобные статуэтки нашли при раскопках в Хаджиларе, Чатал-Хуюке, Иерихоне (около 7000 г. до н.э.), и число их непрерывно возрастало в тот период, которому Мария Гимбутас дала название древней Европы, то есть от 6500 г. до н.э. до вторжения индоевропейских племён. Эта американская исследовательница прибалтийского происхождения полагает, что миролюбивая матриархальная культура древней Европы продолжалась около двадцати тысяч лет - от палеолита до неолита и халколита (медного века). Богини часто имеют образ женщин-птиц или змей, у них ярко выраженный и увеличенный зад (который нередко служит для изображения тестикулов на фаллических статуэтках), их сопровождают различные животные - бык, медведь, козёл, олень, жаба, черепаха и т.д.
Кочевые племена патриархальных воинственных индоевропейцев, вероятно, уничтожили религиозные святилища на завоеванных территориях, однако им не удалось истребить древних богинь, которые сохранили свой культ и своих приверженцев под именами Артемиды, Гекаты или Кубабы / Кибелы.
Вместе с новой технологией железный век породил и богатейшую мифологию, где металлы осмысляются с «земледельческой» точки зрения: они словно бы проходят процесс зачатия и созревания в недрах земли. Здесь мы сталкиваемся с первыми ростками будущей алхимии».
Мирча Элиаде, Ион Кулиано, словарь обрядов и верований, М., «Рудомино»; СПб, «Университетская книга», 1997 г., с. 240-242.