Имиджи / образы учёного XIX века

«Согласно одному из них (его создателем не без оснований почитается Жюль Верн), учёный выступает в ореоле культурного героя, прокладывающего путь к всеобщему счастью человечества.

В реальной художественной практике попытки воплощения этого запоздалого мифа породили многочисленные композиции художников-монументалистов.

Согласно другому стереотипу (создателями которого были Мэри Шелли с её романом о Франкенштейне, 1818 год, и поколения фантастов XX века), учёный выступает в роли злого демона, способного преступить любые пределы на пути к цели.

Чудовищная реальность двух мировых войн, трагедия Хиросимы и угроза ядерной катастрофы, запутанные судьбы науки XX века, раздираемого социальными противоречиями, - всё это приводит к тому, что художник, начиная с немецких экспрессионистов и кончая «неофигуративистами» 80-х годов, выступает, как правило, в отношении науки и особенно техники в роли критика, обличителя, публициста».

Глазычев В.Л., Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве, М., «Советский художник», 1989 г., с. 326-327.