Развитие науки и техники как двигатели процветания по оценке Митио Каку

«Ещё в 1405 году император Китая Юнлэ собрал громадную морскую армаду - самую крупную за всю историю человечества. С её помощью он хотел исследовать мир. (Три крохотных колумбовых судёнышка прекрасно разместились бы на палубе одного из колоссальных кораблей армады.) Было организовано семь экспедиций, одна масштабнее другой. Китайский флот прошёл вдоль берегов Юго-Восточной Азии, добрался до Африки, Мадагаскара, а возможно, заходил и дальше. Домой моряки привозили богатую добычу - вещи, экзотические продукты и зверей со всех концов света. В зверинце династии Мин выставлены чудесные древние изображения африканских жирафов.

Однако правители Китая остались недовольны. И это всё? Где же великие армии, которые могли бы противостоять китайским? Неужели экзотические кушанья и диковинные животные - это всё, что может предложить мир? Потеряв интерес, следующие правители Китая позволили великому флоту прийти в упадок; в конце концов он перестал существовать. Китай постепенно обособился от остального мира; в нем начался застой, тогда как мир, напротив, рванул вперёд.

Что-то похожее происходило и в Османской империи. Завоевав большую часть известного им мира, османы отвернулись от него и устремили своё внимание внутрь, погрузившись в религиозный фундаментализм и целые века застоя. Махатхир Мохамад (Mahathir Mohamad), бывший премьер-министр Малайзии, как-то сказал: «Великая исламская цивилизация пришла в упадок, когда мусульманские учёные стали интерпретировать поиск истины, как и предписано Кораном, в чисто религиозном смысле; всё прочее знание для них стало неисламским. В результате мусульмане отказались от науки, математики, медицины и других так называемых светских дисциплин. Вместо этого они посвящали своё время спорам об учении ислама и его толкованиях, об исламской юриспруденции и исламской практике, что в конечном итоге привело к распаду уммы и образованию многочисленных сект, культов и школ».

А вот в Европе начинался великий подъём.

Торговля принесла с собой свежие революционные идеи, распространению которых способствовал и печатный пресс Гутенберга.

Власть церкви после тысячи лет безусловного главенства начала ослабевать. Университеты постепенно переходили от толкования непонятных пассажей Библии к прикладным наукам: это и физика Ньютона, и химия Дальтона, и другие работы множества учёных.

Историк Пол Кеннеди из Йельского университета объясняет стремительный подъём Европы ещё одним фактором: непрерывные войны между почти одинаковыми по силе европейскими державами, ни одной из которых ни разу не удалось захватить власть над всем континентом. Монархи, непрерывно воюющие друг с другом, финансировали научные исследования и инженерные разработки, надеясь когда-нибудь удовлетворить свои территориальные амбиции. Наука тогда была не просто интеллектуальным упражнением, но способом создания новых типов оружия и новых способов зарабатывания денег.

Постепенно подъём европейской науки и техники привёл к ослаблению мощи Китая и Османской империи.

Мусульманская цивилизация, веками процветавшая за счёт промежуточного положения и торгового посредничества между Востоком и Западом, впервые покачнулась, когда европейские моряки проложили торговые пути в Новый Свет и на тот же Восток - особенно вокруг Африки, в обход Ближнего Востока.

А Китай вдруг обнаружил себя под дулами пушек европейских канонерок, которые по иронии судьбы вовсю пользовались двумя эпохальными китайскими изобретениями -  порохом и компасом.

Ответ на вопрос «Что же случилось?» очевиден. Случились наука и техника. Наука и техника -  двигатели процветания. Разумеется, каждый волен игнорировать их - но под свою ответственность. Мир не станет стоять на месте только потому, что вы читаете религиозный текст.

Если вы не сумеете овладеть последними достижениями науки и техники, это сделают ваши конкуренты».

Митио Каку, Физика будущего, М., «Альпина нонфикшн», 2012 г., с. 458-460.

 

Четыре стадии развития техники по Митио Каку