«Каждый работник книжного дела, каждый работающий над своим самообразованием должен усвоить и понять хотя бы самые главные и основные принципы психологической и социологической оценки книг. В психике каждой книги, как и в психике любого человека, есть и характерные и нехарактерные черты.
Характер людей, как известно, определяется обыкновенно по первым. Их-то и надо всегда помнить и знать возможно лучше.
Вот на какие стороны этой психики книг мы рекомендуем прежде всего обращать внимание. Распределим их по схеме «Программы исследования личности» А. Лазурского.
Требует ли данная книга, для того чтобы быть возможно лучше усвоенной и понятой,от своего читателя:
1. Большой, средней, малой наблюдательности и вообще тонкости восприятия разных оттенков читаемого?
2. Большой, средней, малой точности восприятия?
3. Большой, средней, малой способности запоминания?
4. Логической (формальной) или фактической (материальной) памяти?
5. Умения связывать воспринимаемые впечатления с имеющимся уже запасом идей и образов (умения ассоциировать), больших запасов ассоциаций?
6. Большого, среднего, малого внимания, умения сосредоточиваться?
7. Большого, среднего, малого напряжения мысли?
8. Мышления самостоятельного (критического), умения разбираться в даваемом книгой материале или же больше всего механического усвоения (например, формулы, тексты, систематика фактов)?
9. Мышления отвлеченного или конкретного (образного)?
10. Аналитического или синтетического?
11. Дедуктивного или индуктивного?
12. Воображения более или менее яркого (или то, что необходимо для яркости представлений, даёт сама книга)?
13. Мечтательного ли настроения, то есть склонности к фантастическим построениям («воздушным замкам») или напротив, - прежде всего чувства реальной жизни, т. е. трезвого отношения к действительности?
14. Усидчивости и долгой неутомляемости, или читатель может обойтись и без них?
15. Уменья догадываться, уменья читать между строк?
16. Миросозерцания уже более или менее сложившегося (по крайней мере в своих основаниях)?
17. Каким настроением проникнута данная книга (пессимистическим, оптимистическим, ровным, порывистым, добродушным, озлобленным и т. д.)?
18. На какие чувства она опирается: эгоистические, альтруистические, чувства низшей, органической жизни (например, половые), чувства высшие (семейные, социальные) и т. д., чувства гордости, достоинства, самоунижения? Чувства нежности, любви, злобы и т. д.?
19. Какие стороны жизни, какие интересы преобладают в ней (личные, семейные, общественные, классовые, сословные, государственные и т. д.)?
20. Предполагает ли книга в читателе любознательность вообще, интерес к данному вопросу или сама может впервые возбудить их?
21. Предполагает ли она в читателе любовь к серьёзному чтению или сама может возбуждать её?
22. Предполагает ли книга в читателе любовь к красоте, вообще чувства эстетические?
23. Или любовь к возвышенному, грандиозному, смешному и т. д.?
24. Какие именно нравственные чувства старается она будить, например, справедливость, честность и т. д.?
25. Предполагает ли она религиозность в читателе, способность верить, религиозное настроение - в смысле церковной религии или вообще чувства бытия чего-то непознаваемого? Способность к религиозным порывам? К догматизму на религиозной почве? Любовь к букве?
26. Какую возбудимость предполагает данная книга в читателе: легкую, быструю или тяжелую, медленную? Какими средствами она на неё действует (грубыми, лубочными или тонкими)?
27. Каковы сила и интенсивность описываемых в ней чувствований?
28. Насколько она объективна и беспристрастна?
29. Насколько прочувствованно, с темпераментом и с увлечением написана?
30. Насколько чувствуется в ней сила воли, энергия её автора - наступательное или пассивное отношение его к жизни?
31. Решительна или не решительна книга в своих выводах, т. е. предполагает ли она в читателе уменье делать выбор между экспонируемыми ею мотивами или сама бьёт на определённый выбор (на импульсивность читателя или на его привычку к обдуманности решения рассчитывает)?».
Рубакин Н.А., Книжные богатства, их изучение и распространение / Библиологическая психология, М., «Академический проект»; «Трикста», 2006 г., с. 480-482.