Первобытная история человечества
Изучение гениев, талантов, творческих личностейРазличные научные подходы к изучению творческих личностей
История изучения творческих личностей
X
Первобытная история человечества
Изучение гениев, талантов, творческих личностейРазличные научные подходы к изучению творческих личностей
История изучения творческих личностей
X
Выделение умственного труда. Развитию духовной культуры в рассматриваемую эпоху способствовало вычленение из недифференцированной трудовой деятельности умственного труда.
Начало этому было положено выделением организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности, занятие которой в процессе усложнения хозяйственной и общественной жизни стало сперва частично, а затем и полностью освобождать от непосредственного участия в производстве. Процесс разделения физического и умственного труда шёл всё дальше, захватывая новые профессионализирующиеся области духовной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся певцы, сказители, танцоры, постановщики театрализованных мифологических представлений, прославленные мастера в различных областях изобразительного и прикладного искусства, знатоки обычаев и родословий, знахари.
Обычно такие люди обслуживали значительные по размерам общности людей и получали за свой труд вознаграждение продуктами, вещами и примитивными деньгами. Основной их клиентурой становилась родоплеменная знать, и многие из них оседали при дворах вождей. Например, при дворах верховных вождей зулусов известны имбонги - одновременно шуты, певцы и ораторы, обязанные прославлять своих хозяев и хулить их врагов, у кельтов Галлии при знатных военачальниках состояли певцы и музыканты, которые своим искусством вдохновляли идущих в бой воинов, и т. п. Социальная верхушка для укрепления своего престижа и власти нуждалась в талантливых художниках, генеалогистах и других профессионалах; поэтому она не только вознаграждала их труд, но и оказывала им покровительство и вообще всячески стимулировала их деятельность. Со своей стороны, такие профессионалы были заинтересованы в сотрудничестве с представителями социальной верхушки, так как те обеспечивали их материально, предоставляли им наиболее широкое поприще для демонстрации их талантов, создавали им имя. В результате многие из них становились прихлебателями при вождях, военачальниках, жрецах, главах тайных союзов.
Были и такие, преимущественно странствующие профессионалы, которые связывали свою деятельность с удовлетворением потребностей простого народа и своим мастерством помогали ему в его сопротивлении развивавшейся эксплуатации и нараставшему произволу. Но, каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интеллигенции, сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обогащению духовной культуры. […]
Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана (Имеется в виду американский этнограф Льюис Морган / Lewis Morgan [1818 - 1881], предложивший периодизацию человеческого общества – Прим. И.Л. Викентьева) рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации.
И действительно, это культурное достижение тесно связано с потребностями формирующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленческой, хозяйственной, статистической информации, организации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других исторических событий».
Алексеев В.П., Першиц А.И., История первобытного общества, М., «Высшая школа», 1999 г., с. 281-285.