Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Роберт Дилтс выпустил 3-й том своей книги Стратегии гениев / Strategies of Genius в 1995 году – первые два вышли на год раньше.
«В заключении к тому I «Стратегий гениев», основываясь на подходе Аристотеля к обнаружению «базовых условий» и «первоначал», я определил десять «паттернов гениев».
Этот подход включал в себя в основном «индуктивный» метод обнаружения общих стратегий гениев. Он состоял в следующем:
1) объединение в группу людей, которые, по общему мнению, являются гениями;
2) сравнение когнитивных процессов и стратегий этих людей и поиск их общих качеств и характеристик. [...]
Итак, гениальные личности:
1. Высоко развили способность к визуализации. Это, конечно же, Леонардо да Винчи и Тесла, для которых «умение видеть» и способность создавать зрительные образы явились основой их творческих процессов. Альберт Эйнштейн также определил свою способность формировать образы и зрительные конструкции как источник «продуктивного мышления». Единственным исключением кажется Фрейд, который ясно подчёркивал первостепенную важность языка по отношению ко всем органам чувств. Однако в исследовании личности Леонардо и статуи Моисея работы Микеланджело проявилось его сильное воображение: когда он этого захотел, то смог заметить мельчайшие зрительные ключи. Внимание, которое Фрейд уделял снам и символам, является бесспорным признанием важного значения зрительных образов и указывает на то, что он сам обладал способностью понимать и работать со зрительными сконструированными образами.
2. Развили и используют множественные связи между органами чувств. Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре их гениальности, гении имели тенденцию использовать в той или иной степени все свои сенсорные репрезентативные системы и могли создавать «синестезии» между ощущениями. Способность Моцарта чувствовать, видеть и даже ощущать на вкус свою музыку является, возможно, лучшим тому примером. Может показаться, что пока образы остаются просто мысленными картинками, они непродуктивны. И Тесла, и Эйнштейн утверждали, что могли получать сильные ощущения от своих внутренних зрительных построений. Чувства подобного рода кажутся весьма важными для того, чтобы мысленные образы становились более осязаемыми. Открытие Леонардо звуковых волн родилось из того, что он смог связать кольца, возникшие на поверхности воды от падения камешка, со звуком колокола. Фрейд утверждал, что «слова вызывают эмоции», и описывал, как его эмоционально трогали произведения искусства и литературы. Терапевтические методы анализа и интерпретации Фрейда в конечном счете были разработаны для того, чтобы помогать людям создавать связи.между эмоциями и иными психическими репрезентациями, а также для обнаружения тех бессознательных связей, которые у них уже были.
3. Используют множественные перспективы. Важной характеристикой гения является его способность использовать несколько различных перспектив при рассмотрении конкретного предмета или процесса. Гений нередко рождается из обнаружения новой перспективы, которую до него никто ещё не использовал. И действительно, Леонардо приравнивал «знание» к обладанию по крайней мере тремя различными планами некоторого объекта или явления. Теория относительности Эйнштейна, по сути своей это описание взаимодействия различных перспектив. Аналитические методы Фрейда, как это показано на примере его исследования личности Леонардо и скульптуры Моисея, были разработаны для обнаружения деталей, не вписывавшихся в привычные перспективы, и для нахождения совершенно новой точки зрения.
4. Обладают в высшей степени развитой способностью переходить на разные позиции восприятия. В дополнение к умению вставать на разные точки зрения гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: с первой (я сам), второй (другой) и третьей (наблюдатель). Они выходят за пределы своих убеждений и предположений, «влезают в ботинки» других людей и воспринимают ситуацию, как если бы были посторонними наблюдателями. Способность Диснея идентифицироваться с героями своих рисованных мультфильмов, а также со своими зрителями является хорошей демонстрацией этого навыка. В модели Фрейда, в его подходе к «переносу» признаётся недостаток «застревания» на одной позиции восприятия и определяются конкретные пути к сдвигу перспектив (таких, как использование зеркала и изменение внутреннего состояния) для того, чтобы оценить свою работу. Эйнштейн рассматривал Вселенную таким образом, словно летел на световом луче или пребывал в реальности двухмерного существа. Тесла, по сути, принял позицию восприятия в будущем и создавал новые реальности, откуда можно было наблюдать мир.