Поиски смысла жизни А.А. Богдановым и его смерть

«Богданов был глубоко убеждён, что смысл жизни - в приобщённости каждого отдельного человека к великому человеческому коллективу, в растворении чувств каждого отдельного человека в едином океане общечеловеческих стремлений, горя и радостей.

«Пусть люди сами не сознавали, - писал он в «Инженере Мэнни», - почему для них радостно было бороться и даже умирать за идею свободы; их чувство было яснее и глубже их мысли: для человека нет большего счастья, как быть живой частицей могучего, всепобеждающего порыва. Таким порывом для человечества всегда была идея свободы».

И спасёт и облагородит человека не грёза и не мечта, был убеждён Богданов, а только опыт - накопление опыта, его стройная организация.

И так формулировал новые целесообразности для коллектива, которые вполне могли, по его убеждению, заменить известные заповеди:

Не должно быть стадности;

Не должно быть рабства;

Не должно быть готтентотства («Добро, когда я краду; зло, когда у меня крадут»);

Не должно быть абсолютных норм;

Не должно быть инертности;

Не должна нарушаться чистота целей; и, наконец, высший идеал новой совести - всепонимание.

В литературно-философских работах «Теория Пролеткульта» (1917), «Наука и рабочий класс» (1918), «Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса» (1920), особенно в статье «О художественном наследстве» (1918) Богданов открыто заявлял, что прошлое больше не может определять настоящего. Впрочем, стихи «Во имя нашего завтра - сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы», принадлежавшие поэту В. Кириллову, никогда им не принимались. […]

Пять недель, проведённые в ГПУ в 1923 году, окончательно оттолкнули Богданова от политики. С 1926 года Богданов - директор и руководитель «Института борьбы за жизнеспособность». Так назвали первый в мире научный Институт переливания крови. Учёный прекрасно понимал, какую важную роль могут сыграть работы такого института в условиях внешней блокады страны, в условиях вполне возможной новой, ещё более страшной мировой войны. Он искал простых, наиболее эффективных способов восстановления сил работниками и защитниками нового общества. Заодно пытался практически проверить идею той самой «коллективной борьбы за жизнеспособность», о которой писал ещё в романе «Красная звезда». И погиб 7 апреля 1928 года, проводя на себе эксперимент по переливанию крови.

«Прекрасным подвигом назвал его смерть в выступлении на гражданской панихиде Н.И. Бухарин, - писал лучший биограф Богданова В.Н. Ягодинский. - Восхищение героизмом своего пациента выразил профессор М.П. Кончаловский, поражённый тем, как Богданов до последней минуты тщательно анализировал симптомы своей болезни.

Этот великий клиницист с огромным опытном работы писал, что ему «в первый раз в жизни пришлось видеть такое мужество и такое стоическое спокойствие перед лицом смерти». В меньшей степени обычно акцентируется внимание на том, что Богданов сразу, как только тяжёлая реакция поразила обоих участников переливания крови, дал указание персоналу сделать всё возможное для спасения студента Л.И. Колдомасова, а в отношении себя ограничиться лишь фиксированием показателей, поскольку они могут иметь большое научное значение. После этого в течение трёх дней он не приглашал к себе врачей, хотя реально его состояние уже было угрожающим».

В «Правде», помимо многочисленных официальных соболезнований, был напечатан и некролог за подписью Н.И. Бухарина».

Прашкевич Г.М., Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна, Новосибирск, «Свиньин и сыновья», 2009 г., с. 111-112.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» по Г.С. Альтшуллеру