Два «закона гениальности» по Г.В. Сегалину

«Но это - всего лишь наши предположения. Что же касается становления взглядов Сегалина на проблему связи гениальности (одарённости) и психики творческой личности, то одной из первых работ, с которой удалось ознакомиться, является его статья «О задачах эврико-патологии (патологии творчества и гениальности)».

В ней он определяет «эврико-патологию» как «учение о творческой функции и законах этой функции гениальных людей»… Необходимость эврико-патологии, по мнению автора, логически вытекает из введённой им другой науки - ингенеалогии. Последнюю он определяет как науку о гениальном человеке вообще, включающую в себя «всю естественную историю, весь биогенез великих людей, причём все родовые условия происхождения гения должны составить филогенез великих людей» (с. 62).

В работах автора 1922 г. нет даже упоминания об эпистазе и гипостазе. Автор, по-видимому, ещё не был знаком с теорией Менделя.

Если Ломброзо считал, что гениальность есть форма психоза на почве вырождения с признаками эпилептического характера, то Сегалин в своей статье заявляет, что «гениальность есть психоз перерождения и не только типа эпилепсии, а любой формы психической диссоциации» (с. 65).

В следующих номерах газеты Сегалин выводит два закона гениального скрещивания -  онтогенетический и филогенетический.

Филогенетический закон гениального скрещивания автор формулирует так:

«Гений рождается тогда, когда родовая линия безумных оплодотворяет родовую линию заумных (диссоциативный компонент одной линии служит активным проявителем другого наследственно-родового компонента, другой линии предков» (с. 113).

Онтогенетический же закон гениального скрещивания формулируется автором так: «Онтогенетическая линия заумия оплодотворяется онтогенетической линией безумия» (с. 114).

Гениальность по Сегалину - особая форма психического заболевания, когда куммулированная родовая энергия одарённости разряжается при помощи психической диссоциации. По аналогии с шизофренией он даёт этому заболеванию, включающему в себя как патологические симптомы, так и симптомы творчества, название эврикофрения. Строго говоря, эврикофрения - это собирательное название всех заболеваний творческих личностей.

В классификации эврикофрений автор неоригинален: его классификация повторяет нозологическую классификацию психических болезней того времени. Эврикопатологию, как и психопатологию, он делит на общую и частную, а эврикофрений - на эндогенные и экзогенные. К группе эндогенных эврикофрений он причисляет эпилептическую, истерическую, циклотимическую, параноическую, шизофреническую и все прочие формы эврикофрений эндогенного происхождения.

К группе экзогенных эврикофрений принадлежат токсическая, алкогольная, сексуальная, инфекционная, паралитическая, травматическая и другие эврикофрений экзогенного происхождения.

«Каждой форме эврикофрений, - по мнению Сегалина, - будет соответствовать:

1) своя форма психической структуры,

2) свои симптомокомплекс гениальности,

3) своя симптомотомология творческих функций (вдохновения) и

4) своя симптоматология творческих произведений» (с. 118).

Вот каковы были теоретические воззрения Г.В. Сегалина в мае 1922 г. Фактические данные по персоналиям автор заимствует из работ Ломброзо, Гризингера, Шюле.

В 1922 г. в Москве начинает выходить «Русский евгенический журнал», а в Петрограде «Известия Бюро по евгенике». В этих изданиях даётся много фактического материала, генеалогические таблицы, родословные великих и замечательных людей (см., например, А.Г. Галачьян, Т.И. Юдин. Опыт наследственно-биологического анализа одной маниакально-депрессивной семьи // Русский евгенический журнал, 1924 г., № 3-4, с. 321-342; Д.М. Дьяконов и Я.Я. Лус. Распределение и наследование специальных способностей. // Известия Бюро по евгенике, 1922 г., № 1, с. 72-104; В.В. Сахаров».

Кормушкин А.П., Предисловие к книге: Сегалин Г.В., Клинический архив гениальности и одарённости, Том 1, выпуск 2, СПб, «Геликон Плюс», 2004 г., с. 4.

 

Замечу, что попытки сформулировать «Законы гениальности» предпринимались неоднократно. Но, увы, это было скорее желание очередного Автора их найти, чем действительное нахождение объективных закономерностей. Поэтому,  интересующимся можно рекомендовать ознакомиться с разделом:  Многочисленные гипотезы о гениальности / талантливости творческих личностей