Читающие лошади (о фильме А.Г. Невзорова)

«На Первом канале записан спецпроект - «Премьера со зрителями». Речь о фильме Александра Невзорова «Lectio Equaria Palaestra» - «Манежное лошадиное чтение». Про то, что лошади могут читать и абстрактно мыслить. Невзоров их научил.

Александр Невзоров демонстрирует на экране, как его жеребец по кличке Као прекрасно умеет писать по-латыни. Вот Невзоров выводит на тазике «katillus», то есть «сосуд», и показывает жеребцу. Вот указывает на тазик на картинке. Вот жеребец хватает ртом карточки с буквами и складывает слово «katillus», справляясь даже с удвоенным «эл».

Дальше - больше. Као способен и к абстрактному мышлению. Картинку, происходящее на которой я бы не рискнул определить точно, он легко обозначает латинским «rixa», то есть «драка». Он может даже составить фразу «сranion wuigo», то есть «череп открыт»!

Правда, иной может заметить, что Као всё время принюхивается к табличкам, вместо того, чтобы их читать («Лошадки известно что любят: морковку, арбузную корку, яблоко, сахарок», - замечает при обсуждении в студии Геннадий Селезнёв, который не только экс-спикер Госдумы, но и председатель попечительского совета Федерации конноспортивного спорта России. - «Вы хотите сказать, что таблички чем-то намазаны?» - «Я не исключаю ничего!»). И ещё Као не спешит отдавать таблички. Да и сам Невзоров не выпускает при экзаменации повода из рук.

Нo эти замечания - они, разумеется, происки фом неверующих, не способных взглянуть на мир свежим взглядом, а их Александр Невзоров способен устыдить словом. Ведь он - тот тип таланта-самородка, который, даже не зная формальной логики, всяких там фигур и модусов, отлично владеет логическими уловками.

«Александр Глебович, вы готовы поделиться вашей методикой с научной общественностью?» - «Я не вижу перед собой научной общественности!» - «Я могу увидеть записи того, как вы учите лошадей алфавиту?» - «Вы? Вы - не можете!»

И рукоплещет восхищённый зал.

Впрочем, не всё так просто. Метод обучения лошадей чтению и письму Александр Невзоров позаимствовал у немецкого профессора Карла Кралля, демонстрировавшего читающих лошадей в начале XIX века и издавшего книгу «Denkende Tiere», «Мыслящие животные», в которой зашифровал метод обучения - это реальная история. Метод, в свою очередь, перекочевал к  Краллю из масонской ложи «Мицраим», в которой он состоял. В которую секрет напрямую попал от учителя Людовика XIV Арнольфини, который...

Любопытно ведь, правда? И я опять же не издеваюсь. И Дэн Браун, и Умберто Эко пользовались одинаковым историческим материалом. И то, что результат отличается - так это не из-за материала, а из-за разности талантов и целей. Когда б вы знали, из какого сора...

Вот и Александр Невзоров в жанре mocumentary, то есть квазидокументального кино (как он себе этот жанр представляет), сообщает нам примерно следующее. Есть, утверждает он, страшная тайна, скрываемая почти 700 лет, состоящая в том, что высшие млекопитающие разумны так же, как человек. И я способен вам это истину доказать! Вот моя лошадь, которая читает и пишет. Вот мозг лошади, который ничем не отличается от нашего. Каждый из нас немножечко лошадь. То есть каждая лошадь - это человек, просто лишённый речевого аппарата и приспособленных к мелкой моторике конечностей, по причине чего бедную лошадь вместо учёбы в школе отправляют на стадион к садистам-спортсменам (тут Селезнёв взорвался вторично). Любопытная идея?

А то! Сколько ж можно обсуждать зелёных человечков в качестве братьев по разуму? Провокационная?

Да не то слово, но это тоже не упрёк: вон, Ларc фон Триер из парочки провокационных идей о рабстве внутри нас и о хаосе внутри женщины сделал парочку гениальных фильмов. И вот тут, друзья мои, Александр Невзоров из экспериментатора сам превращается в объект для эксперимента, который называется так: что произойдёт с русским самородком, если дать ему историю, связанную с предметом любви (а Невзоров любит себя и лошадей одинаково пылко), но параллельно дать ещё и денег, причем много. Если я правильно понимаю, решение о финансировании фильма принимал не просто Первый канал, а лично Константин Эрнст, - оттого и спецпроект у Гордона.

И, честно говоря, не лошадиный, а именно человеческий эксперимент интересовал меня больше всего. И разочаровал тоже больше всего. Я-то ведь числил Невзорова по ведомству диких талантов, русских Кустуриц. Разочарование постараюсь разложить по пунктам.

Пункт первый. Оказывается, ничего особенного с русским самородком, получившим много денег, не происходит - с ним происходит ровно то, что и почти со всеми в России. Я называю это «синдромом московского ресторана» - когда миллион долларов вбухивается в интерьер с гигантскими люстрами и золочёными зеркалами, но когда ужасны разом и шеф, и счёт. Везалиус, Арнольфини, тамплиеры с вырванными языками, масоны, инквизиторы, виконты, генералы, дуэлянты - всё это добро засунуто Невзоровым в фильм в виде полуоживших исторических картин («полу-» - потому что играют актёры на уровне восковых фигур), но зато при невероятном обилии бархата, жемчугов, (канделябров, шпаг, черепов, инкунабул, скелетов, кож, замш, песочных часов, камзолов, позументов и всего того антуража, какой помогает престидижитатору отвлечь внимание от ловкости рук. (Странно, что не было глобуса и астролябии.) Невзорову и латынь-то нужна лишь затем, что звучит эффектнее, чем современный русский или краллевский немецкий. Бабушки у экранов «умному Сашеньке» непременно умилятся.

Пункт второй. К разочарованию, окружающие Невзорова люди (а он на студию прибыл с огромной свитой) - никакие не ученики, но адепты веры. И его, условно, конно-кинематографическая школа - тоже не школа, а церковь, главный принцип которой - верить, следовать, не рассуждать. Так что, если при монтаже многого не отрежут, вы сможете увидеть механизм охмурения ксёндзами козлевичей: его очень точно вычислил Гордон. «Откуда, Александр Глебыч, взяли метод обучения лошадей?» - «Я расшифровал тайнопись Кралля». - «Можете продемонстрировать?» - «Нет, я следую традиции хранения секрета в тайне». - «Ваша тайна умрёт с вами?» - «Нет, у меня есть ученики». - (Ученице:) «Вы можете заставить лошадь читать?» - «Нет, я ещё не созрела». - «Когда созреете?» - «Когда скажет Невзоров...». Каббала, динетика, новый Мун! Пункт третий (и, пожалуй, самый главный).

История с фильмом Невзорова - это история того, что случается с телевидением, когда оно выходит замуж за рейтинг».

Губин Д.П., Вред сивой кобылы / Налог на Родину: очерки тучных времён, СПб, Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 г., с. 122-126.