Не единственный вариант судьбы по Леопольду Сонди

«При интерпретации теста необходимо учитывать три основных принципа психологии судьбы:

1. Со времен Адама человек является в мир со сложным переплетением наследственно обусловленных противоположностей своих влечений и сферы Я. Персональная задача человека состоит в том, чтобы проникнуть в загадку этих сплетений, постепенно распознавая в возможностях судьбы свою собственную, персональную судьбу и неся за неё ответственность.

2. Но как судьба влечений, так и судьба сферы Я конкретного человека - то, каким образом он переживает свою судьбу, борется с нею и за неё, побеждается ею или, наоборот, сам покоряет её, является результатом совместного воздействия нескольких эндогенных и экзогенных факторов, формирующих судьбу, обусловливающих индивидуальный план и соответствующую форму структуры судьбы человека.

В качестве примера можно назвать следующие факторы:

- Наследие «паттернов и фигур» (Р.М. Рильке) тех притязаний предков, которые продолжают динамично-функционально жить и воздействовать на семейное бессознательное персоны человека.

- Особая природа влечений, ядро которой тоже определяется наследственностью, но под воздействием бессознательной защитной активности сферы Я (3. Фрейд) претерпевает в ходе жизни индивида метаморфозы, нанося на жизнь влечений личностный отпечаток.

- Ближайшее социальное окружение, которое поощряет развитие и проявление одних возможностей существования индивида, а другие, наоборот, подавляет.

- Ментальность, то есть мировоззрение эпохи, в которой живет персона, а также интеллектуальные способности и одарённость, которые продолжают формировать и направлять судьбу.

- Сознательное Я, которое посредством присущей ему пробивной способности своей мощью, идеалами и своим Сверх-Я - конечно же, в благоприятных обстоятельствах - способно осуществить свободу выбора, вырываясь за барьеры судьбы, навязанной наследственностью, природой влечений, социальным и ментальным окружением.

- И, наконец, духовность, с помощью которой можно осуществить свободный выбор Я-судьбы. При неблагоприятных обстоятельствах сфера Я из-за своего бессилия подпадает под власть навязанной судьбы, повторяя судьбу своих предков. Из этих двух основных принципов следует третий:

3. Человек имеет не одну-единственную судьбу - как считают современные последователи древней ананкологии, - а несколько возможностей судьбы, часто развивающиеся в совершенно противоположных направлениях.

Один тестовый профиль в нашем эксперименте открывает нам только одну из многих возможностей существования. Поэтому необходимо иметь от восьми до десяти профилей влечений для одной персоны, то есть каждый профиль из проведенной серии экспериментов делает видимой только одну возможность судьбы. Нужно научиться интерпретировать любой профиль влечений во всем его многообразии и целостности как одну из альтернатив существования. Естественно, здесь нельзя ограничиться простым суммированием отдельных факторов и векторов, как это делается многими авторами, работающими с тестом. Другой вывод, логически вытекающий из изложенных основных принципов: этот тест должен применяться в первую очередь для выявления возможностей существования испытуемого, а не для постановки психиатрического диагноза. Последний всегда изменяется с течением времени у одного и того же больного, к тому же часто разные диагнозы ставятся разными врачами или в разных лечебных учреждениях. Актуальная форма душевного заболевания, по нашему мнению, является только одной из многих возможных форм судьбы персоны. Уже одно то, что человек может ступить на путь социализации (или сублимации) расстроенных влечений и сферы Я, диктует необходимость всегда учитывать все остальные формы существования. Человек всегда будет больше, чем просто носителем какого-либо психиатрического диагноза, который «наклеивается» на его социальное существование, словно бирка на авиабагаж, только потому, что человеку однажды пришлось побывать в лечебном учреждении или тюрьме.

Психодиагностическая задача психиатра, психотерапевта или психолога, на наш взгляд, заключается не в том, чтобы ставить клинические диагнозы, от которых пациент никогда не освободится, а скорее в том, чтобы среди открытых в тесте возможностей судьбы способствовать тем из них, которые предоставляют как отдельному индивиду, так и обществу в целом наилучшие шансы на прогресс. Наш учебник поможет научиться находить в профилях тестов как социальные и асоциальные, так и здоровые и патологические тенденции испытуемых. Мы подробно изложим важнейшие методы интерпретации, так что психодиагност, использующий наш тест, сможет проверять правильность своих выводов посредством пяти разных методов.

Леопольд Сонди, Учебник экспериментальной диагностики влечений: глубинно-психологическая диагностика и её применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии, М., «Когито-Центр», 2005 г., с. 15-16.