Условия и история развития России
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
Условия и история развития России
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
«Новый XVII век стал для русского православия эпохой огромных потрясений.
Одно из них связано со Смутой, знаменовавшей собой политический, экономический и социальный кризис Русского государства. Православная церковь, как и светская власть, столкнулась тогда с феноменом самозванничества.
Первый русский самозванец - бывший монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев выдал себя за сына Ивана IV, царевича Дмитрия, трагически погибшего ещё в царствование Фёдора Ивановича.
Сам факт самозванничества, т.е. принятие крещёным человеком имени другого и, следовательно, отказ от своего ангела-хранителя (от имени святого, в честь которого его назвали), равно как и отказ от молитвенного заступничества предков (на «том свете») свидетельствовало о кризисе средневековой религиозной идеологии.
Ведь низы общества пришли к мысли о соперничестве с властью, хотя бы и в той же монархической оболочке. Вера в «доброго царя», восстанавливающего нарушенную справедливость, стала в начале XVII века силой, уничтожить которую оказалось невозможно вплоть до середины XIX века, укреплению и распространению её способствовала русская концепция царской власти (различение истинных и ложных царей), и только окончательное уничтожение крепостного права (в 1861 году) смогло её поколебать.
При отсутствии четких критериев, позволяющих отличать подлинного царя от неподлинного, самозванец и сам мог верить в своё предназначение.
Самые яркие из них, прежде всего Лжедмитрий I, появляются тогда, когда был нарушен родовой порядок престолонаследия и тот, кто реально занимает трон, мог трактоваться как самозванец.
Ситуация усугублялась по мере укрепления в русском государстве представления о сакральности самодержавной власти, поскольку царь воспринимался как образ Бога, живая икона. В дальнейшем, в начале XVIII века, это привело к тому, что некоторая часть простого народа стала воспринимать царя-реформатора Петра I как царя ложного, антихриста».
Фирсов С.Л., Православие / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 203-204.