Самоустранение церкви от решения проблем о личности Христа по оценке Андрея Кураева

«- А что могут добавить современные богословы к тому, что было сказано о Христе в эпоху Вселенских Соборов с IV по VIII век?

- Интереснейшая черта из истории христианства: богословские споры первых веков христианства были спорами о личности Христа. Не об учении Христа, не о толковании тех или иных Его притч, а о том, кто такой Сам Христос. Главные дискуссии были вокруг уяснения меры Его причастности Богу и миру людей.

И всё же отцы Вселенских Соборов сознательно устранились от решения некоторых проблем. Например, халкидонский догмат Четвёртого Собора (451 год) говорит, что во Христе Божественная и человеческая природы соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Это ведь не столько ответ, сколько уход от ответа - четыре «не». Как на самом деле соединились Божество и человечество во Христе, мы не знаем. Отклонены четыре лишком поспешные попытки ответа. Пространство истины ограждено, но не ословесено, не сформулировано.

Ведь Бог стал человеком, а не мы. Именно поэтому здесь надо чётко поставить предел своей конструктивной любознательности. Человек по-настоящему может знать только то, что он сделал сам. То, что не нами сделано, не нами изготовлено, не с нами было, остаётся для нас тайной.

Поскольку не мы сделали Бога человеком, а Он Сам пожелал стать человеком, то положительного ответа на вопрос о том, как абсолютное, вечное и нетленное соединилось с ограниченным, временным и тленным, быть не может, по крайней мере до тех пор, пока мы сами не достигаем цели, про которую Афанасий Александрийский сказал так: «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом».

Кураев А.В., Ответы молодым, Саратов, «Издательство саратовской епархии», М., «Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевской лавры», 2005 г., с. 68-69.