Закономерности генетики
Сравнение рядов, закономерностейСравнение рядов, тенденций, закономерностей
Поиск новых приемов / эвристикСознательный поиск новых приёмов / эвристик
X
Закономерности генетики
Сравнение рядов, закономерностейСравнение рядов, тенденций, закономерностей
Поиск новых приемов / эвристикСознательный поиск новых приёмов / эвристик
X
Однако это открытие, как и связанные с ним методические и теоретические разработки, Сонди тщательно скрывал от научной общественности и даже от своих сотрудников в лаборатории. Он так организовал их работу, что, собирая материал для него, они думали, что ведут медико-генетические исследования, не подозревая, что их руководитель работает уже в другом направлении. […]
Сонди не имел весомых аргументов в поддержку своей концепции, пока в 1933 году Томас Морган не получил Нобелевскую премию за хромосомную теорию наследственности. До этого момента Сонди рисковал прийти в противоречие с генетиками. […]
Свою теорию Сонди созидал во времена расцвета психоанализа. Он хорошо ориентировался в психоаналитических работах, посвящённых выбору объекта любви, и прекрасно понимал, с какими сильными оппонентами ему придется столкнуться в научном споре. По всей вероятности, он не хотел этого спора, поскольку за несколько месяцев до непосредственной официальной публикации своей концепции в 1937 году материалы своей работы он отправляет 3. Фрейду для отзыва. Отец психоанализа внимательно ознакомился с концепцией Сонди. Его ответ был сдержанным, но вполне доброжелательным. Отметив глубину и масштабность концепции Сонди, он заметил, что генетический аспект выбора объекта любви для него слишком чуждая тема, и он вряд ли может чем-то помочь. […]
Мнение Фрейда было и всегда оставалось очень важным для Сонди, поскольку это письмо он хранил до конца своих дней. Он ждал от отца психоанализа - «отцовской фигуры» - не просто поддержки и помощи, а защиты от «братьев» - таких же, как он, учёных, но выступающих для него оппонентами и конкурентами. Он ждал разрешения на публикацию, подобно сыну, спрашивающего позволения у отца высказать мнение, противоположное отцовскому или ставящее под сомнение правоту отца. И этот личный мотив тоже побуждал его скрывать до поры всю проводимую работу. Сонди очень ценил и уважал Фрейда, причем настолько, что не побоялся дать ему все свои материалы - он верил, что тот «не выдаст» - хорошо известно, что огласка идеи означает практически потерю первенства - фактор чрезвычайно значимый для любого учёного. Однако Фрейд своим письмом не сказал ни «да», ни «нет», а ведь одно его слово в одночасье могло дать импульс для развития судьбоанализа.
Не получив ожидаемой поддержки от Фрейда, опасаясь за судьбу своей концепции и при этом не желая вступать в явный конфликт ни с генетиками, ни с психоаналитиками, Сонди публикует концепцию либидотропизма в своей первой фундаментальной работе по судьбоанализу: «Научные достижения по судьбоанализу брачных союзов. Пробная теория выбора в любви», которая издаётся в Гааге (Нидерланды) в 1937 году, причём на английском языке. В Нидерландах - «медвежьем углу» тогдашней Европы - психоаналитическая школа была слаба, если вообще была, ведь наиболее мощными центрами психоанализа были, по европейским меркам далекие от Гааги, немецко-говорящие Австрия, Германия и Швейцария. Это обстоятельство позволяло Сонди более-менее свободно опубликовать свои взгляды. […]
Сонди предал огласке и свой знаменитый тест с фотопортретами. К 1937 году он был полностью готов в том виде, каким его знают сегодня. Оказывается, работу над своим тестом Сонди начал ещё в 1925 году, когда был в лаборатории Раншбурга.
Как-то раз, встретившись с близнецами - детьми его хороших друзей, Сонди показал им фотопортреты каких-то людей. Дети искренне выразили свою симпатию и антипатию к людям на этих фотопортретах. В следующий раз Сонди принёс другие фотографии и спросил: «Кто тебе больше нравится? А кто неприятен?» Это повторилось ещё несколько раз. Всякий раз к одним портретам дети выражали симпатию, а к другим антипатию. Свой эксперимент Сонди перенёс в клинику и начал предъявлять эти фотопортреты своим пациентам. Для чистоты эксперимента он дополнял портреты другими фотографиями с изображениями людей (но не лицами). Постепенно начали определяться конкретные фотопортреты, на которые пациенты с тем или иным диагнозом давали схожие реакции симпатии и антипатии - начали проявляться закономерности.
Вот тогда-то и потребовались уроки психодиагностики и тестологии, методологии и статистики у Раншбурга - закономерности нужно было точнее ухватить и объяснить. Сонди понял, что на конкретный фотопортрет, пациенты - носители конкретного диагноза - давали либо реакцию симпатии, либо антипатии.
Чьи это были фотопортреты? Ответ очевиден - фотопортреты его сводных и родных братьев и сестёр. Как говорится: «Мне повезло, так как я был в курсе того, как выбираются профессии, болезни и разные типы смерти двенадцатью братьями и сестрами (Сонди)». После началась систематическая работа по созданию теста.
Как гений, Сонди действовал больше по наитию, чем на основе расчётов. Он сначала создал тест, а уж потом, после Второй мировой войны его ученики и соратники начали работу по статистической стандартизации теста. Самому Сонди не нужно было доказывать надёжность результатов. Для него все и так было очевидно -«Подобное радуется подобному, подобное ищет подобное». В своей частной переписке с коллегами он просил присылать ему фотопортреты различных пациентов, диагноз, анамнез и судьба которых были известны в деталях. Из нескольких тысяч фотографий Сонди отобрал лишь 48, которые и сегодня составляют аппарат теста. Кто знает, может быть среди них есть фотографии братьев и сестер Сонди? […]
В 1939 году в своем докладе на первом Международном конгрессе по лечебной педагогике в Женеве Сонди сделал заявление о том, что, изучив больше тысячи семейных пар, нашёл ответ на проблему выбора в любви.
Теория выбора объекта, изложенная им в 1937 году, теперь предстала в следующем виде: «Выбор объекта является генетически детерминированным, биологическим побудительным процессом. Взаимная привлекательность партнёров обусловлена наличием у обоих партнеров тех же самых или схожих латентных рецессивных генов. Это до настоящего времени неизвестная биологическая реальность действия латентных, рецессивных генов называется генотропизмом».
Он вводит центральное понятие в новую редакцию своей концепции - генотропизм - заложенная в латентно-рецессивных генах сила, которая притягивает друг к другу людей на основе их генетического родства. Этот доклад был его победой. Ведь теперь он знал и понимал, почему отец выбрал мать, почему такой несчастливый выбор в любви совершали его братья и сестры. Теперь он ответил на вопросы, которые сопровождали его все эти годы, начиная с юных лет».
Смирнов А.В., Липот Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г., с. 20, 29-36.