Духовность человека по Л.Н. Собчик [продолжение]

Начало »

 

Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое не может заменить образование. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и  сензитивный типы личности, то есть гипотимы. Из всего спектра потребностей аффилиативная потребность у них является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к отторма-живанию эгоистических желаний и стремлением сблизить актуальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, возможно, следовало бы назвать «первичной духовностью».

Опыт показывает, что гипертимные личности (спонтанные, экзальтированные и  соревновательно-активные экстраверты) в большей степени ориентированы на самореализацию своего «Я» по типу «здесь и теперь»; они активно заявляют о себе в этом мире, при этом собственное «Я» заслоняет сам мир, который ими прагматично используется для достижения своих целей. Они меньше склонны к самоанализу и поискам смысла жизни, для них характерен действенный стиль жизни, а не размышления о прошлом и мечты о будущем.

Оба типа личности необходимы для того, чтобы общество было гармоничным, но если гипертимы нужны для выживания человечества, технического развития и прогресса цивилизации, то гипотимный вариант личности необходим для духовного совершенствования, сохранения морально-нравственных устоев и культурных ценностей.

Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «эскейпа», «бегства от проблем».

У многих эта дорога к храму буквально приводит к Богу или к религии, что не одно и тоже. При всех вариантах такой душевной трансформации мы наблюдаем усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженную обращённость к своему внутреннему «Я». […]

Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, повышенную восприимчивость к эстетике и всёе прочее, что говорит об усилении гипотимных тенденций и сглаживании гипертимных черт. Этим подтверждается тесная связь между готовностью к восприятию духовных ценностей и базовыми характеристиками личности.

В своих работах талантливый учёный, немало претерпевший за независимость своих взглядов, смелый критик пагубных для отечественной экономики идей Лысенко, Владимир Павлович Эфроимсон утверждал единство генетической, психологической и социальной составляющей в человеческой индивидуальности. Изучая выделявшихся своей незаурядностью личностей, на  основании анализа данных, полученных в процессе многолетних генетических, биохимических, психологических и культурно-исторических исследований, Эфроимсон (Эфроимсон В.П., Родословная альтруизма, 1971 г.) пришёл к следующим выводам: гениальная одарённость зиждется на определённых психофизиологических процессах, обеспечивающих эффективность и быстроту познавательных процессов, выраженную интуитивность и дар предвосхищения, хорошую память и богатство ассоциаций. Кроме того, он утверждал, что даже такое присущее высоким душам человеческое свойство, как альтруизм, является генетически обусловленным.

Вопреки эгоизму, жадности, агрессивности и другим негативным свойствам, которые не украшают людей и приносят в мир страдания и разрушение, человечество развивается и совершенствуется благодаря иным, лучшим качествам человеческой души: способностью жертвовать собой ради других, умение любить и сопереживать. «Мы выживем, - писал Эфроимсон, - если сохраним в себе такие качества, как самоотверженность и стремление к взаимному общению».

Духовная сфера человеческого бытия - венец творения, поэтому сопоставлять ее с физическими закономерностями на первый взгляд кощунственно. Но и в её основе тем не менее лежат закономерности, созвучные природе мироздания. Такое деление представляется упрощённым и сугубо условным; однако научные исследования позволяют утверждать, что и в самых высоких уровнях человеческого самосознания некоторые базовые индивидуально-типологические свойства играют определенную роль.

Это важно подчеркнуть в связи с тем, что индивидуально-типологический паттерн мало меняется на протяжении жизни, а общий рисунок характера устойчиво сохраняется как основная канва, по которой судьба вышивает свой узор».

Собчик Л.Н., Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики, СПб, «Речь», 2005 г., с. 498-501.

 

Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру