Вещественно-полевые ресурсы в ТРИЗ

При решении технических и изобретательских задач целесообразно использовать уже имеющиеся в системе, её элементах и окружении вещества и потоки энергии (физические поля). Термин «Вещественно-полевые ресурсы» (ВПР) используется преимущественно в Алгоритме решения изобретательских задач 

«Вещественно-полевые ресурсы - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают трёх видов:

1. Внутрисистемные

а) ВПР инструмента,
б) ВПР изделия;

2. Внешнесистемные

а) ВПР среды, специфической именно для данной задачи, например вода в задаче о частицах в жидкости оптической чистоты,

б) ВПР общие для любой внешней среды, «фоновые» поля, например гравитационное, магнитное поле Земли;

3. Надсистемные

а) отходы посторонней системы (если такая система доступна по условиям задачи),

б) «копеечные» - очень дешёвые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь.

При решении конкретной мини-задачи желательно получить результат при минимальном расходовании ВПР. Поэтому целесообразно использовать в первую очередь внутрисистемные ВПР, затем внешнесистемные и в последнюю очередь - надсистемные. При развитии же полученного ответа и при решении задач на прогнозирование (т. е. макси-задач) целесообразно задействовать максимум различных ВПР.

21. Как известно, изделие - неизменяемый элемент. Какие же ресурсы могут быть в изделии? Изделие действительно нельзя изменять, т. е. нецелесообразно менять при решении мини-задачи. Но иногда изделие может:

а) изменяться само; б) допускать расходование (т. е. изменение) какой-то части, когда его (изделия) в целом неограниченно много (например, вода в реке, ветер и т. д.); в) допускать переход в надсистему (кирпич не меняется, но меняется дом); г) допускать использование микроуровневых структур; д) допускать соединение с «ничем», т. е. с пустотой; е) допускать изменение на время.

Таким образом, изделие входит в ВПР лишь в тех сравнительно редких случаях, когда его можно легко менять, не меняя.

22. ВПР - это имеющиеся ресурсы. Их выгодно использовать в первую очередь. Если они окажутся недостаточными, можно привлечь другие вещества и поля».

Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа / в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г., с. 17-18.

 

Ресурсный подход при решении творческих задач.

 

 Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube