Условия и история развития России
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
Условия и история развития России
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
«Во всех дореволюционных университетских уставах заметна попытка заменить философию богословием и ограничить её преподавание в учебных заведениях страны.
Гонению со стороны правительства подверглись профессора философии не только материалистическо-деистической ориентации (П. Д. Лодий, А. С. Лубкин, А. П. Куницын), но и идеалисты, как, например, профессор Харьковского университета И. Б. Шад, высланный из страны в 24 часа за пропаганду идей Шеллинга.
Порой преподавание философии вообще запрещалось.
Так, после прекращения в 1826 г. лекций по логике и истории философии, читавшихся профессором И. И. Давыдовым, философия в Московском университете не преподавалась до 1865 г.
В 1833 г. во всех учебных заведениях было запрещено преподавание естественного права, а с 1850 по 1862 г. в университетах запрещалось преподавание философии.
Столь неприязненное отношение властей к философии привело к дефициту профессиональной (академической, университетской) философии, коей она была, например, в Германии и других европейских государствах.
Но поскольку потребность в философском знании существовала в России всегда, самостоятельное значение приобретали те философские идеи, которые содержались вне философского знания, как, например, в художественной литературе, о которой было уже сказано.
Большое значение для распространения философии имели философские кружки и общества, редакции общественно-политических, литературных, а к концу XIX века и философских журналов.
Наибольшее значение для развития философии кружки приобретают в николаевскую эпоху, когда кружок давал возможность объединиться единомышленникам для создания своего философского миросозерцания.
А журнал в то же время выступал для философа трибуной, с которой он общался с русской читающей публикой. Русские философы понимали, что журнал в эпоху усиления политики реакции - это единственное мощное средство идеологического воздействия на общество, приравниваемое к университетской кафедре».
Емельянов Б.В., История русской философии, М., «Академический проект»; Екатеринбург, «Деловая книга», 2005 г., с. 9-10.