Когнитивные искажения в прогнозировании по А.В. Турчину [продолжение]

 

Начало »

 

7. Склонность людей подбирать подтверждающие доказательства вместо того, чтобы попытаться фальсифицировать (опровергнуть) выдвинутые ими гипотезы. Особенно легко это стало с распространением Интернета, когда человек может читать только те сайты, которые подтверждают заранее выбранную им точку зрения, таким образом, всё больше в ней укрепляясь. Однако возможность опровергнуть гипотезу - один из основных критериев её научности. Фальсификация (тестирование на возможность опровержения) позволяет быстро обнаружить ложные гипотезы и перейти к более достоверным.

8. Селекция прогнозов при проверке. Люди склонны выбирать наиболее яркие сбывшиеся или несбывшиеся прогнозы из общей массы сделанных ранее предсказаний, что затрудняет их объективную оценку. И наоборот, некоторые люди стараются делать наиболее радикальные прогнозы, чтобы привлечь к себе внимание.

9. Ошибки, связанные с тем, что люди могут проследить некий тренд, но не способны проследить работу всей мировой системы. В некотором смысле им просто не хватает вычислительных ресурсов, чтобы продумать все возможные последствия предлагаемого новшества и его взаимодействия с другими новшествами. Один человек не может следить за всем многообразием научной литературы в мире. В результате он будет скорее сведущ в какой-то одной области своей исходной специализации и в силу этого переоценивать её влияние на развитие общества.

10. Недооценка роли чрезвычайных событий («чёрных лебедей»). Известно, что наибольший ущерб приносят наиболее редкие события с большими последствиями (ураганы, наводнения, землетрясения), однако обычно их не учитывают при планировании.

11. Модель поведения в духе «после нас хоть потоп», ведущая к сознательному пренебрежению ценностью будущего. Или «этого не может быть, потому что не может быть никогда» - и на основании этого исключение из рассмотрения некоторых возможных альтернатив будущего.

12. Притупление реакции общества на прогнозы, если они недостаточно сенсационны. Утрата интереса к прогнозам как к классу информации по причине эффекта привыкания. И наоборот, использование сенсационных прогнозов, чтобы привлечь к себе внимание.

13. Смешение развлекательной и предсказательной функции в научной фантастике и некоторых футурологических произведениях. Описания отдаленного будущего, не требующие от правительств действий по принципу стимул - реакция, воспринимается как развлекательная информация. Так же склонны подавать её издатели и газеты, которым легче её так продать.
Например, в романе Иена Макдональда «Река богов» (2004) мир в 2047 году страдает от нехватки питьевой воды и ужасных засух. При этом катер главного героя едет на двигателе, питаемом биотопливом, промышленное производство которого возможно, скорее всего, только при избытке воды для орошения полей. Можно, конечно, предположить, что его производят из водорослей прямо в море, но этого в книге не сказано.

14. Иллюзия знания задним числом. Часто очень легко видеть ошибки в чужих несбывшихся прогнозах и делать вывод о глупости их авторов. В действительности мы не учитываем, что наше знание, возникшее после событий, очень велико. Это работает и противоположным образом. Из множества случайных прогнозов, сделанных в прошлом, один наверняка сбудется, и у нас может сложиться иллюзия, что метод, которым он был получен, - эффективен, а человек, его применивший, - гений.

15. Неспособность и нежелание людей оценивать вероятности глобальных катастроф, приводящие к большому числу когнитивных искажений.

16. Избегание мыслей о собственной смерти. Это одна из основных причин «невосприятия» футурологии. Люди стараются жить сегодняшним днём для того, чтобы избежать мыслей о неизбежности смерти. В результате многие долгосрочные проекты, которые могли бы продлить жизнь, не реализуются.

17. Зависимость выводов от доступной информации и от недавно прочитанных книг.

18. Когнитивные искажения, вызванные прохождением информации от прогноза до принятия решения. Входная информация в организациях обычно просеивается, пока не доходит до руководства, при этом фильтры настроены на прошлое, а не на будущее. Коммерчески ценная информация ограничивается в распространении. Лица, принимающие решения, должны отсеивать огромный поток информационного шума и сохранять статус-кво в своих организациях, а также удерживать власть.

19. Неравносильность утверждений о возможности и невозможности. Утверждение о невозможности чего-либо гораздо сильнее, поскольку относится ко всему множеству потенциальных объектов, а для доказательства истинности утверждения о возможности достаточно одного объекта. Поэтому утверждения о невозможности чего-либо являются ложными гораздо чаще.

20. Ошибочное применение идей об ожидаемой выгоде. Часто можно слышать такие рассуждения: «Стоит пожертвовать жизнями 20 людей, чтобы спасти 2000». В этом случае «выгода» измеряется в числе спасённых жизней. Ошибка возникает, когда эти два события разносятся во времени. Порочность таких рассуждений в том, что можно убить кого угодно сейчас и потом утверждать, что это приведёт к спасению абстрактных 100 человек через 100 лет.
Чем дальше такие события отстоят друг от друга во времени и в пространстве, тем меньше между ними причинная связь - и тем больше люди склонны ошибаться, оценивая эту корреляцию.

21. Принятие чужой рекламы за основу своего футурологического прогноза, или гиперусиление слабых сигналов. В 20-х годах прошлого века В.И. Ленин в одной из своих статей восхищался только что открытой в Европе технологией подземной газификации угля, которая должна была облегчить положение рабочих. Технологии газификации развиваются и сейчас, но до сих пор они не смогли заменить труд шахтёров.
И наоборот, футуролог часто может быть не в курсе недавних свершений, которые начисто отменяют его прогноз. Например, утверждение о невозможности изобретения самолёта было опубликовано за 7 дней до полета братьев Райт. А в одной статье утверждалась невозможность полёта и через два года после того, как он состоялся.

22. Несерьёзное отношение к футурологии, в частности, связанное с её предыдущими неудачами и разочарованием в её способности сообщить что-то действительно значимое о будущем. Увлекательное казалось автоматически несерьезным, то есть неважным и несущественным. Но увлекательность иногда более эффективна, чем занудство, когда речь идет о распространении идей.

23. Дисконтирование ценности будущего, то есть экспоненциальное снижение важности будущих событий при оценке их человеческой психикой. В результате даже очень крупные события, которые произойдут через 10-20 лет, не имеют для нас сейчас большой значимости, и мы пренебрегаем ими, допуская риски и упуская возможности. Ценность жизни является бесконечной величиной и поэтому не дисконтируется.

24. Устойчивое сцепление ряда когнитивных искажений. Например, чувство собственной важности и неосознанное воздействие эмоций приводят к устойчивому искажению результатов в сторону сверхуверенности. Поэтому идеологии, которые усиливают ощущение собственной важности, например, через причастность к чему-то большому, распространяются более эффективно.

25. Влияние политики и денег на предсказания. Зачастую для привлечения инвесторов преувеличивается предсказываемая успешность проектов и занижаются риски. То же делают и чиновники, чтобы подчеркнуть важность своей работы. А оппозиционерам, наоборот, свойственно преуменьшать успешность чужих проектов и преувеличивать риски».

Турчин А.В., Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 12-17.