Интеллектуальная собственность в области инноваций
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Интеллектуальная собственность в области инноваций
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
«Последовательность боги - герои - люди является относительной ещё и потому, что у Гомера и Гесиода и, естественно, до них греческие боги были не первооткрывателями, а лишь «подателями благ» и покровителями ремёсел, которым они научили людей. […]
Интерес к первооткрывателям в абсолютном смысле, т. е. к тем, кто изобрёл металлургию, земледелие, письменность или музыку, пробуждается постепенно, питаясь растущим вниманием к культурным новшествам как таковым и к приоритету в их создании.
Хотя быстрое социальное и культурное развитие Греции IX-VII веках породило немало новшеств во всех сферах жизни, для того чтобы в обществе зародился и созрел специфический интерес к подобным явлениям, необходим был известный временной промежуток.
Судя по доступным нам сведениям, реальные создатели культурных новшеств - изобретатели, поэты, музыканты, живописцы, скульпторы - попали в поле общественного внимания начиная с первой половины VII века.
На постепенность превращения богов в первооткрывателей указывает гомеровский гимн Афродите, в котором говорится, что Афина первой научила земных мастеров изготовлению колесниц и повозок, а девиц рукоделию (вероятно, ткачеству). […] … здесь, как и у Гомера, идёт не об изобретении ремесел, а об их научении. […]
В силу того, что до VI века греческая литература представлена лишь поэтическими жанрами, мы, естественно, больше знаем о тех, кто был новатором в поэзии и музыке. Интересно, что Главк Регийский (последняя треть V века), предпринявший в сочинении «О древних поэтах и музыкантах» одну из первых попыток систематизировать раннюю традицию о развитии греческой поэзии и неразрывно связанной с ней музыки, писал в основном о том, кто что изобрёл, кто что и у кого заимствовал и т. п., опираясь в первую очередь на упоминания самих поэтов.
И всё же устная и эпиграфическая традиция, дошедшая до конца VI-V веков, демонстрирует, что изобретения фиксировались и в других областях.
Слава аргосского царя Фидона (первая половина VII века), которого считали автором усовершенствованной системы мер […] явно предшествовала славе Паламеда как изобретателя… […]
Начиная с первых десятилетий VII века вазописцы и гончары, а вслед за ними и скульпторы считают естественным подписывать свои изделия […]
… известнейший мастер начала VI века Главк с Хиоса, которого Геродот называет изобретателем спайки железа, изготовил и подписал своим именем серебряный кратер с железной подставкой, посвящённый впоследствии лидийским царем Аллиатом в Дельфийский храм.
Сходным образом поступил архитектор Мандрокл с Самоса, построивший мост через Босфор для похода Дария против скифов (513 г.). Часть своего щедрого гонорара он потратил на то, чтобы заказать картину, которая изображала этот мост, а затем посвятил её в храм Геры, снабдив эпиграммой, упоминающей его имя. […]
На рубеже VI-V веках греческая философия (а вслед за ней и софистика) находит нового культурного героя в мудреце.
Такая роль мудреца, или философа, обосновывается уже не ссылками на местную культовую традицию или мифографию, а посредством новой культурно-исторической теории, ключевую роль в которой играют сформулированные Ксенофаном понятия […]
В зависимости от контекста их можно понимать как «поиск - нахождение», в научных и философских сочинениях нередко как «исследование - открытие (изобретение)».
Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально, Они постепенно, ища, лучшее изобретают. Не отрицая полностью участия богов в создании цивилизации, Ксенофан особо подчёркивает самостоятельные поиски людей, приводящие с течением времени к новым изобретениям и открытиям».
Жмудь Л.Я., Зарождение истории науки в античности, СПб, «Русский Христианский Гуманитарный институт», 2002 г., с. 51-53 и 60.