«Борис Никольский: Появление компьютера, как нашего постоянного спутника, появление Интернета, этой всемирной паутины - на ваш взгляд, это уже принципиальное изменение существования человеческого сообщества, в частности, в сфере духовной, культурной или это лишь подсобные инструменты, подсобные средства, которые будут человеку помогать, то есть новая технология и не более того?
Юрий Солонин: Это принципиальное изменение. И не в хорошем смысле, а в тревожном Оно лишило человека целой массы переданных ему прежними типами культуры и усвоенных им способностей индивидуального и группового поведения. Например, человек теперь окончательно разучился писать, он потерял способность тонко манипулировать своей кистью, мышечная система кисти деградировала. Следовательно, отсутствовать стали некоторые интеллектуальные механизмы в мозгу, которые контролировали и развивали эту мышечную систему...
Человек выводится из сферы всех видов физического труда и деятельности, в которой требуются тело, телесность. […]
Человек теряет определённые навыки мыслительных процедур именно творческого, а не компактно-блокового характера. (Каких-либо данных не приводится - Прим. И.Л. Викентьева). Человек переключил на визуальность огромный массив информации, которая постигалась другими путями и сохраняла живое смысловое многообразие. Теперь его нет.
Теперь смысловое многообразие понимается как мультимедийное или как там? - как гипертекст. Физиологи и психологи нам лучше объяснят, что происходит. Визуальный ряд поддерживает запоминающую функцию мышления и больше ничего.
Поэтому я лично вижу так: пройдёт какая-то структурная переделка, улягутся восторги, компьютерная структура займет своё более или менее подсобное место и все. Но возникла тревожная ситуация: существует и оформляется интеллектуальная элита творцов, которые, по сути дела, стоят за компьютерами и даже презрительно к ним относятся, но они создают компьютероподобные структуры человеческого существования, которые воспринимают всё остальные, и эти структуры не облегчают жизнь, они просто делают её иной.
Потому что с ними появляются новые типы тревог, волнений, новые типы болезней, новые типы социальных отношений - все, что угодно.
Но знание в творческом смысле изымается, как дело миллионов, - изымаясь, оно концентрируется где-то в специализированных социальных институтах и, следовательно, в этом смысле демократия оказывается под угрозой.
Такова ситуация сегодня, когда одна-две страны сконцентрировали интеллектуальную элиту у себя и дозируют продукты её деятельности, и так, как считают нужным. Наука возможна только в особом способе организации, она должна быть демократична и в то же время элитарна, но это особый разговор, он за пределами нашей сегодняшней встречи. Я вообще с тревогой и недоверием отношусь ко многому, но в этих процессах я вижу изымание из человека человеческих элементов».
Никольский Б.Н., Беседы у камина: Борис Никольский - Юрий Солонин / Святая простота, СПб, Изд-во «Журнал «Нева»«, 2005 г., с. 287-288.