«Не каждый актёр тянет моноспектакль…»
Экспериментальная театральная истина
Опыт показывает, что в работе Модератора – десятки микро-приёмов, но, увы, на более чем 95% Конференций, в которых я лично принимал участие, ведущие совершали ряд стандартных и оттого особенно досадных ошибок… (Насколько я знаю, все ведущие имели высшее образование и, во многих случаях, научные степени).
Сравним работу слабого и профессионального Ведущего конференции / Модератора:
Таблица 6: Действия Модератора Конференции
N | Типовые ошибки слабого Модератора | Работа профессионального Модератора |
1. | Мыслит в масштабах только очередного Доклада. | Мыслит как в рамках текущего Доклада / круглого стола, так – что важнее – циклом из нескольких Конференций и ситуацией в обсуждаемой отрасли. |
2. | Не умеет либо не работает над созданием общей творческой атмосферы. | Создаёт творческую и доброжелательную атмосферу для совместной работы всех. |
3. | Хочет понравиться собравшейся аудитории, в частном случае – противоположному полу… | Качественно выполняет работу для достижения общей цели Конференции – обмена профессиональным опытом и энаниями. А не личными эмоциями (да, они значимы, но в иных ситуациях…) |
4. | Боится замечаний, предложений «с мест» от Участников: «как бы чего не вышло…» | Стимулирует активность Участников, направляет её. Если предложения Участников работают на главную цель Конференции – по возможности использует их на этом и/или следующем мероприятии. |
5. | Стесняется / боится прервать Докладчика, исчерпавшего временной лимит своего Доклада, либо занявшегося саморекламой. | Чётко придерживается временного регламента (на руководимых мною Конференциях – с точностью до 1 минуты, каждая сэкономленная минута используется для общего дела – см. ниже). Умеет вежливо, но твёрдо управлять регламентом. Не поступать так – значит не уважать Слушателей и следующего Докладчика. |
6. | Формально (иногда – льстиво) представляет Докладчика аудитории. | Знакомит Докладчика с аудиторией во время предыдущего Доклада. Делается это, например, так: Докладчик выходит на свой Доклад, а следующий – уже садится рядом Модератором в президиуме: это позволяет рассмотреть аудиторию, успокоиться и сэкономить 1 минуту общего времени на выход… Указанная выше мера – дополнительная. Обычно Модератор первый раз представляет всех Докладчиков в самом начале работы Конференции / Секции. |
7. | Не оставляет времени на вопросы к выступившему Докладчику от Слушателей, призывая их «общаться в кулуарах». | «Обмен опытом» концентрируется именно в дискуссии, которая начинается после Доклада. Да, дискуссия может быть продолжена в кулуарах, но важно проговорить основные моменты при всех Участниках. Замечу, что известный исследователь дискуссий С.И. Поварнин полагал, что высший тип спора – это когда даже проигравший узнаёт истину… |
8. | Не способен помочь Докладчику с развитием его разработки / исследования. | Задаёт сложные вопросы; предупреждает о методических ошибках (которые были и которые могут быть); предлагает новые возможные направления развития разработки / исследования, – это важно услышать всем Слушателям от квалифицированного Специалиста. |
9. | Не акцентирует внимание Участников именно на сильных по содержанию Докладах, обычно отделываясь резиновыми комментариями: «Ну, были высказаны разные мнения…» | Для «обмена опытом» важны не любые, а именно качественные по содержанию (а не только по форме) сообщения. На наших Конференциях я стараюсь ставить подобные Доклады перед кофе-брейками или перед обедом, и если удаётся сэкономить 05-10 минут – увеличиваю за их счёт время на вопросы Участников Авторам наиболее сильных Докладов. Модератору полезно понимать разницу между «мнением» и «знанием», которую различал ещё Протагор, живший примерно за 500 лет до нашей эры. |
10. | Ничего не предпринимает, если Докладчик «мекает» и «бекает», либо явно не готов к выступлению… | С.П. Капица, легендарный ведущий ТВ-передачи «Очевидное-невероятное», в традициях лучших семинаров физиков, задавал собеседнику серию дробных вопросов. Да, это не всегда комфортно собеседнику, но обычно позволяло раскрыть объявленную тему для всех телезрителей. Аналогично следует поступать и Модератору. |
11. | Никак не помогает Докладчику в ходе его выступления. | Иногда, даже при наличии мультимедийной презентации, бывает полезно КРУПНО записывать на доске / флипчарте основные тезисы, иностранные термины, цифры – чтобы их могли увидеть и правильно переписать все Участники. |
12. | Не «мониторит» собравшуюся аудиторию на предмет: есть понимание – нет понимания? | По комплексу психофизиологических индикаторов оценивает уровень понимания аудитории, и если какое-то принципиальное место ей явно непонятно, мгновенно останавливает Доклад и просит Докладчика пояснить сложный тезис… |
13. | Слишком много говорит сам, при этом тратит время Докладчиков. | Пытается максимально раскрыть материал Докладчика. |
14. | Не акцентирует внимание Участников на выводах Докладчика: - что и как им делать; - что и как - лучше НЕ делать. | Хорошо понимает и соответствующим образом действует: выводы – главная часть Доклада! |
15. | Не регулирует ход дискуссии, не модерирует вопросы Слушателей. | Проверено: если пустить процесс задавания вопросов «на самотёк» - драгоценное время будет использовано неэффективно, а дискуссия рискует превратиться в неконструктивные выяснения значений терминов, личных отношений, либо в монолог одного из активных Слушателей, решившего обратить внимание аудитории на себя… |
Естественно, профессиональный Модератор управляет ходом Конференции вежливо по форме, но твёрдо по содержанию.
Умные Участники это понимают и ценят.
Четыре основные стратегии слабых модераторов:
- отсутствие правил Конференции, либо нарушение заявленных правил;
- работа на себя и свои любимые с детства психотравмы;
- работа исключительно на начальство и/или избранных VIP-докладчиков;
- и общий страх: «Как бы чего не вышло!»
Главное отличие сильного Модератора: он увеличивает возможности всех: и Докладчиков, и Участников. А через них – профессионального Сообщества в целом.
Я благодарю за обсуждение этого материала Сергея Николаевича Гребенникова.