Инструкция по работе с Контекстной панелью

9. 15 действий Модератора ВО ВРЕМЯ Конференции

 Vikent.ru: Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива«Не каждый актёр тянет моноспектакль…»

Экспериментальная театральная истина

 

Опыт показывает, что в работе Модератора – десятки микро-приёмов, но, увы, на более чем 95% Конференций, в которых я лично принимал участие, ведущие совершали ряд стандартных и оттого особенно досадных ошибок… (Насколько я знаю, все ведущие имели высшее образование и, во многих случаях, научные степени).

Сравним работу слабого и профессионального Ведущего конференции / Модератора:

 Таблица 6: Действия Модератора Конференции

 N

Типовые ошибки слабого Модератора

Работа профессионального Модератора

 1.

Мыслит в масштабах только очередного Доклада.

Мыслит как в рамках текущего Доклада / круглого стола, так – что важнее – циклом из нескольких Конференций и ситуацией в обсуждаемой отрасли.

2.

Не умеет либо не работает над созданием общей творческой атмосферы.

Создаёт творческую и доброжелательную атмосферу для совместной работы всех.

3.

Хочет понравиться собравшейся аудитории, в частном случае – противоположному полу…

Качественно выполняет работу для достижения общей цели Конференции – обмена профессиональным опытом и энаниями. А не личными эмоциями (да, они значимы, но в иных ситуациях…)

4.

Боится замечаний, предложений «с мест»  от Участников: «как бы чего не вышло…»

Стимулирует активность Участников, направляет её.

Если предложения Участников работают на главную цель Конференции – по возможности использует их на этом и/или следующем мероприятии.

5.

Стесняется / боится прервать Докладчика, исчерпавшего временной лимит своего Доклада, либо занявшегося саморекламой.

Чётко придерживается временного регламента (на руководимых мною Конференциях – с точностью до 1 минуты, каждая сэкономленная минута используется для общего дела – см. ниже).

Умеет вежливо, но твёрдо управлять регламентом. Не поступать так – значит не уважать Слушателей и следующего Докладчика.

6.

Формально (иногда – льстиво) представляет Докладчика аудитории.

Знакомит Докладчика с аудиторией во время предыдущего Доклада. Делается это, например, так:  Докладчик выходит на свой Доклад, а следующий – уже садится рядом Модератором в президиуме: это позволяет рассмотреть аудиторию, успокоиться и сэкономить 1 минуту общего времени на выход…

Указанная выше мера – дополнительная. Обычно Модератор первый раз представляет всех Докладчиков в самом начале работы Конференции / Секции.

7.

Не оставляет времени на вопросы к выступившему Докладчику от Слушателей, призывая их «общаться в кулуарах».

«Обмен опытом» концентрируется именно в дискуссии, которая начинается после Доклада. Да,  дискуссия может быть продолжена в кулуарах, но важно проговорить основные моменты при всех Участниках.

Замечу, что известный исследователь дискуссий С.И. Поварнин  полагал, что высший тип спора – это когда даже проигравший узнаёт истину…

8.

Не способен помочь Докладчику с развитием его разработки / исследования.

Задаёт сложные вопросы; предупреждает о методических ошибках (которые были и которые могут быть); предлагает новые возможные направления развития разработки / исследования,  – это важно услышать всем Слушателям от квалифицированного Специалиста.

9.

Не акцентирует внимание Участников именно на сильных по содержанию Докладах, обычно отделываясь резиновыми комментариями: «Ну, были высказаны разные мнения…»

Для «обмена опытом» важны не любые, а именно качественные по содержанию (а не только по форме) сообщения. На наших Конференциях я стараюсь ставить подобные Доклады перед кофе-брейками или перед обедом, и если удаётся сэкономить 05-10 минут – увеличиваю за их счёт время на вопросы Участников Авторам наиболее сильных Докладов.

Модератору полезно понимать разницу между «мнением» и «знанием», которую различал ещё Протагор, живший примерно за 500 лет до нашей эры.

10.

Ничего не предпринимает, если Докладчик «мекает» и «бекает», либо явно не готов к выступлению…

С.П. Капица, легендарный ведущий ТВ-передачи «Очевидное-невероятное», в традициях лучших семинаров физиков,  задавал собеседнику серию дробных вопросов. Да, это не всегда комфортно собеседнику, но обычно позволяло раскрыть объявленную тему для всех телезрителей.

Аналогично следует поступать и Модератору.

11.

Никак не помогает Докладчику в ходе его выступления.

Иногда, даже при наличии мультимедийной презентации, бывает полезно КРУПНО записывать на доске / флипчарте основные тезисы, иностранные термины, цифры – чтобы их могли увидеть и правильно переписать все Участники.

12.

Не «мониторит» собравшуюся аудиторию на предмет: есть понимание – нет понимания?

По комплексу психофизиологических индикаторов оценивает уровень понимания аудитории, и если какое-то принципиальное место ей явно непонятно, мгновенно останавливает Доклад и просит Докладчика пояснить сложный тезис…

13.

Слишком  много  говорит сам,  при этом тратит время  Докладчиков.

Пытается максимально раскрыть материал Докладчика.

14.

Не акцентирует внимание Участников на выводах Докладчика:

- что и как им делать;

- что и как  - лучше НЕ делать.

Хорошо понимает и соответствующим образом действует: выводы – главная часть Доклада!

15.

Не регулирует ход дискуссии, не модерирует вопросы Слушателей.

Проверено: если пустить процесс задавания вопросов «на самотёк» - драгоценное время будет использовано неэффективно, а дискуссия рискует превратиться в неконструктивные выяснения значений терминов, личных отношений, либо в монолог одного из активных Слушателей, решившего обратить внимание аудитории на себя…

Естественно, профессиональный Модератор управляет ходом Конференции вежливо по форме,  но твёрдо по содержанию.

Умные Участники это понимают и ценят.

Четыре основные стратегии слабых модераторов:
- отсутствие правил Конференции, либо нарушение заявленных правил;
- работа на себя и свои любимые с детства психотравмы;
- работа исключительно на начальство и/или избранных VIP-докладчиков;
- и общий страх: «Как бы чего не вышло!»

Главное отличие сильного Модератора: он увеличивает возможности всех: и Докладчиков, и Участников. А через них – профессионального Сообщества в целом.

Я благодарю за обсуждение этого материала Сергея Николаевича Гребенникова.

 

Продолжение »»»

Оглавление всего материала »»» 

(С) И.Л. Викентьев, 2014 г.