Явление психических эпидемий (псидемий) по В.Л. Леви

«Елена Мариничева, корреспондент журнала «Компьюттера»: Владимир Львович, в одной из своих работ вы писали о так называемых психоэпидемиях, когда определенные психические отклонения охватывали целые страны. Упомянули, что подобные явления продолжают возникать и сейчас. Как вы считаете, может ли Интернет быть катализатором явлений такого рода? Есть ли конкретные примеры этого?

Владимир Леви: «Времена меняются быстро, а люди - медленно...

Психические эпидемии - а точнее социально-психологические (далее сокращенно: псидемии) - бывают с разными знаками, это не обязательно что-то плохое и ненормальное.

Общечеловеческая норма: постоянное взаимовлияние людей на уровне как сознания, так и подсознания, взаимное психическое заражение, взаимогипноз. На этой природной основе зиждется весь механизм социальной психики и развития цивилизации.

По псидемическому типу в человеческие массы внедряются как всевозможные заблуждения, мифы и бреды (ведьмомании и бесоодержимости прошлых времен, алхимический «заворот мозгов» в средневековой Европе, коммунистические и фашистские идеологемы недавних лет), так и язык, культура и нравственность, новые формы менталитета.

В прошлые века, случалось, огромные массы людей в городах и провинциях, странах и даже континентах массово дёргались, выплясывали неистовые коленца, дико смеялись - или наоборот, впадали в оцепенелость, в ступор, в депрессии с тягой к самоубийству. Бывали и псидемии агрессивности и насилия, периоды всеобщего яростного остервенения - самые крупные из них перерастали в большие войны.

Псидемическим путём распространялись массовые религиозные и идеологические движения, и в их числе такие разные, как христианство, ислам, буддизм, коммунизм... Было и есть поныне ещё и множество псидемии ограниченного характера, в том числе и религиозно-сектантских движений, подростково-молодёжных драйвов (хиппи, панки, металлисты и пр.)

Постоянно возникают тихие псидемии различных суеверий, мод, привычек, обычаев, бзиков...

Очень важно принять во внимание, что люди, находящиеся внутри псидемии, одержимые ею - не отдают себе в этом отчёта, не понимают, что захвачены психической инфекцией, не могут этого понять, покуда не выйдут из поля массового гипноза.

Футбольные и музыкальные фанаты считают своё поведение результатом собственных осознанных решений, своим добровольным выбором - своим, а не навязанным кем-то или чем-то образом мыслей и образом жизни.

В действительности это, конечно, не так, и у многих из этих зомби со временем наступает отрезвление и похмелье, как и у тех, кто в своё время подпал под массовый гипноз культа Гитлера или культа Сталина.

Обычный жизненный цикл очередной псидемии состоит из четырёх фаз.

Первая:  скрыто-подготовительная, накопительная - исподволь собирается некий потенциал, «призрак бродит по Европе»...

Вторая фаза: взрывная вспышка, порождающая псидемическую волну. Источник вспышки -  пассионарная личность, «сверхновая звезда», вокруг которой образуется активный «ядерный» человеческий слой. (Классический образчик - Христос и его апостолы).

Обязательно происходит инициирующее событие: распятие Христа, нисхождение Будды, публикация коммунистического Манифеста, «пивной путч» в Германии...

Третья фаза: экспансия (распространение) и структурация - преобразование первоначальных пассионарных движений в социальные организации и институты, в культуры и субкультуры, а далее в образ мыслей и чувств, в ментальность людей.

Псидемическая волна идет вширь, захватывает всё новые пространства, новые мозги, новые души... Крупные волны разделяются на мощные самостоятельные потоки, дают, наподобие опухолей, отдаленные «метастазы», которые начинают жить самостоятельной жизнью. Наконец, четвёртая фаза, которую можно назвать фазой сжатия или локализации. Волна распространения скоро ли, долго ли, угасает. На пространствах её прохождения остаются человеческие миры, этой волной более или менее измененные. Так остался после периода экспансии христианства христианский мир, после победного шествия ислама - мусульманский. После апофеоза и угасания движения хиппи в разных странах на какое-то время остались сообщества, колонии хиппи. Постепенно они все более уменьшались, скудели и деградировали, но какая-то часть «наследственных» хиппи до сих блюдет их дух и традиции, слэнг и прочие субкультовые атрибуты.

То же самое произошло у нас с бардовским движением, такова же судьба металлистов... В развитых индустриальных обществах псидемии принимают более ограниченный - социально-слоевой или, скорее, социально-коридорный характер.

С двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн всё более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий и манипуляций узких заинтересованных группировок. Это понятно: с каждой волны, сопровождающейся массовым влечением к чему-то, спросом на что-то - если заблаговременно подготовиться, можно собрать изрядный финансовый и политический урожай. Собственно, цель всякой рекламы и есть возбуждение и максимальное увеличение и продление псидемической волны вполне определённого содержания...

Логично предположить, что и мы с вами сейчас пребываем в тех или иных псидемических волнах, отчасти стихийных, отчасти преднамеренно вызванных.

Пребываем, не отдавая себе в том отчёта. Некоторые псидемии, впрочем, вполне очевидны.

В компьютерном мире внутри большой волны общей компьютеромании («мания» - для кого-то чрезмерно сильно, гирпербола, - а для кого-то и в самый раз) на сегодняшний день различимы четыре основных субволны. Я их только назову, особо не вникая: компьютерная игромания (производная от общечеловеческой игромании, лудомании, во всей её неистощимой многоликости); апгрейдомания (мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.); чатомания (весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение) и халявомания (инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и всё то же собственничество)».

Леви В.Л., Куда жить? Человек в цепях свободы, М., «Торобан», 2005 г., с. 175-178.