Построение научных моделей
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Построение научных моделей
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
«Один из путей создания абстракций, в которых нуждается лингвистическая теория, - выявление семантических примитивов, которые общи для всех языков, самопонятны, взаимопереводимы и используются для определения значений других слов без опасности впасть в круг или тавтологию. Такая постановка вопроса представлена в трудах известного западного лингвиста А. Вежбицкой, которая не только изучала особенности категоризации, но многие годы посвятила созданию семантического метаязыка (СМ) как основы общих для естественных языков понятий.
Изначально она опиралась на идеи Г. Лейбница о понятийных примитивах - «алфавите человеческих мыслей», полагающего, что последние могут быть выявлены только методом проб и ошибок, путём систематических попыток обнаружить простейшие концепты-«кирпичики», из которых можно построить всё остальное, которые необходимы для толкования прочих слов и терминов.
Необходимо вспомнить три важные идеи Лейбница и осознать их значение для рассмотрения проблемы абстракций в гуманитарных науках.
Первая идея: в ответ на положение о том, что «идеи становятся общими, если путём абстракции отделить их от обстоятельств времени, места и других обстоятельств, которые могут приурочить их к тому или иному отдельному существованию», он выдвигает другое - «мы не можем обладать знанием индивидов и найти способ точного определения индивидуальности каждой вещи, не сохраняя ее самой, так как все обстоятельства могут повториться; самые незначительные различия остаются нами не замеченными; место и время не только не в состоянии служить для определения, но, наоборот, нуждаются сами для своего его определения в содержащихся в них вещах. Самое замечательное в этом то, что индивидуальность заключает в себе бесконечность...» (Г. В. Лейбниц, Сочинения в 4-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1983 г., с. 290).
Итак, при традиционном способе абстракции мы не можем обладать знанием индивидов и утрачиваем всё, что можно о них сказать и знать, хотя они заключают в себе бесконечность.
Вторая идея: «хотя определение через род и видовое отличие, как выражаются логики, есть кратчайший путь, однако, на мой взгляд, можно сомневаться в том, чтобы это был наилучший путь; во всяком случае это не единственный путь. ...И языки не всегда образовывались в согласии с правилами логики, чтобы значение каждого термина можно было ясно и точно выразить двумя другими терминами...» (Там же, с. 292).
Следовательно, необходимы и другие способы создания общих понятий и терминов и тем более в области языков. Третья идея: анализ понятий и терминов обнаруживает существование различных их видов, соотносимых друг с другом по степени сложности и функциям. При таком подходе «станет возможным установить небольшое число интегральных терминов, или, во всяком случае, точно определённых, или расположенных в каком-то определённом порядке, которые могут рассматриваться как простые в прямом анализе и из которых возникают остальные, более сложные, подобно тому как производные числа из простых. Таким образом, каждому понятию, коль скоро оно разлагается прямо, могло бы быть придано характеристическое число» (Там же, с. 574).
Итак, вычленяются простые понятия, из которых могут возникать остальные по аналогии с числами, соответственно существуют первоначальные простые интегральные термины, неразложимые или принимаемые за таковые, а также еще первоначальные интегральные термины, производные простые интегральные термины и т.д. - всего десять групп. Именно эта идея Лейбница принимается во внимание Вежбицкой при построении универсального семантического метаязыка.
Поиск критериев для самых простых понятий осуществил уже Декарт, для которого они были врожденными и соответственно (1) интуитивно ясными, самообъясняющими и (2) неопределимыми. Лейбниц добавил критерий (3) - самые простые понятия способны стать «кирпичиками» для построения других понятий.
В современных лингвистических работах добавлены ещё два: (4) эти понятия должны выявляться во всех языках мира, генетически и культурно различных, (5) они должны быть лексическими универсалиями, иметь свои собственные «имена» во всех языках мира.
Сегодня исследования поставлены на широкую эмпирическую основу, с вовлечением многочисленных языков народов мира, список примитивов постоянно меняется, в данный момент, по Вежбицкой, он включает следующие концептуальные примитивы: субстантивы (я, ты, кто-то, что-то, люди); детерминаторы и квантификаторы (этот, тот же самый, другой, один, все / весь и др.); ментальные предикаты (думать, говорить, знать, чувствовать, хотеть); действия и события (делать, происходить / случаться); и другие, всего 11 групп.
В целом речь идёт уже не об «алфавите», отдельных примитивах, но о семантическом метаязыке (СМ), критериями включения понятий в который признаются прежде всего внутренняя семантическая простота (самопонятность) слова и переводимость на другие языки (универсальность). СМ должен служить для описания как лексических, так и грамматических и даже иллокутивных (императив и вопрос) значений. Итак, когда слово выполняет роль примитива, в нём выделяется одно значение, от остальных в рамках этого языка отвлекаются - возникает специфически языковая абстракция, обладающая базовыми функциями в данном СМ».
Микешина Л.А., Наука, философия, культура: формы диалога и когнитивного взаимодействия (case ctudies и их интерпретация), в Сб.: Грани познания: наука, философия, культура в XXI веке в 2-х книгах, Книга 1 / Отв. ред. Н.К. Удумян, М., «Наука», 2007 г. с., 25-27.