Душевные отклонения и болезни...
Ошибочные цели, как Внутренние обстоятельстваОшибочные цели, как Внутренние обстоятельства
X
Душевные отклонения и болезни...
Ошибочные цели, как Внутренние обстоятельстваОшибочные цели, как Внутренние обстоятельства
X
«От способности к принятию решений следует отличать самостоятельность при постановке целей, хотя оба эти признака личного типа воли взаимосвязаны, так что люди, неспособные принимать решения, часто представляют другим ставить перед ними цели, чтобы таким образом избежать дилеммы выбора. Однако эти качества не тождественны. При нерешительности речь идёт о неспособности сделать выбор между возможными целями и взять на себя ответственность за это решение, а о недостаточной самостоятельности при постановке целей мы говорим, когда человек включает свою волю лишь в том случае, если цели перед ним поставлены другими.
Людей, самостоятельно ставящих цели, мы называем автономными, а их антитип - гетерономными натурами. Автономное поведение проявляется в самом чистом виде, когда человек включает свою волю лишь в том случае, если он сам ставит пред собой цели. Так Цицерон говорит в трагедии Шекспира о Цезаре: «Он никогда не делает дело своим, если не дал ему толчок». Автономный человек особенно остро переживает момент самоопределения, свободы действий и суверенитета своего Я. Именно это самоопределение своего Я при постановке цели, благодаря чему одарённый волей человек раскрывает себя между третьим и четвёртым годом жизни, называют первым периодом упрямства.
Склонность ребёнка в этом возрасте говорить «нет» каждый раз, когда от него чего - требуют, можно понять как открытие им своей способности самоопределяться в воле. Ребёнок сражается не за какую-то другую цель, а за то, чтобы доказать себе и другим самоопределение своего Я в функции воли. Конечно, это детское упрямство ещё очень несовершенная форма испытания автономии своего Я в воле, так как воля лишь тогда обретает смысл в личности как целом, когда служит определённому стремлению. Упрямство и своенравие ребенка это формальная работа воли на холостом ходу, когда она ещё не нашла свой материал, а лишь упражняется.
Но когда развитие воли останавливается на этом первом этапе и мы встречаем у взрослого такое же упрямство и своеволие, мы расцениваем это как инфантилизм. Такое поведение взрослого Клагес называет эрзацем силы воли в собственном смысле слова, которая может быть направлена только на цель, определяемую ценностями человека. В упрямстве же и своеволии нет ничего определённого, а только отказ от признания чужого авторитета. Понятно, почему упрямство и своеволие сочетаются с раздутым чувством собственной значимости и честолюбием. Поведение такого человека ясно показывает, что он не склонен играть роль подчинённого, потому что в каждом акте, в котором он ставит свою волю на службу какому-то делу или лицу, он видит посягательство на свою самостоятельность. При всех этих формах индивидуалистического своеволия речь идёт не о настоящей самостоятельности при постановке целей, а лишь о её видимости, карикатуре на неё.
Разумеется, и настоящее автономное поведение самым тесным образом взаимосвязано с чувством собственного достоинства. Люди, у которых это качество имеет положительный характер, более склонны к самостоятельной постановке целей для себя, чем люди, у которых это чувство слабей.
Самостоятельность при постановке целей сродни и стремлению к власти, так как это стремление включает в себя и тенденцию к самоопределению. С другой стороны, не у каждого человека, способного к самостоятельной постановке целей, стремление к власти является главной движущей силой, так как эта способность вполне может сочетаться с готовностью к подчинению, если она основана на понимании необходимости сверхиндивидуальных ценностей, -такая форма автономии воли требуется, прежде всего, от солдат.
Что же касается противоположности автономного волевого поведения, несамостоятельности при постановке целей, то она проявляется в разных характерологических взаимосвязях. Она может основываться:
а) на слабости стремлений данного человека вообще, на его бессилии. Людям такого типа не хватает фантазии для постановки целей, кругозора, чтобы их видеть. В лучшем случае цели перед ними ставят другие, если они этого хотят.
б) Несамостоятельны при постановке целей и люди со слабым чувством собственного достоинства, страдающие комплексом неполноценности. Их воля может иметь свои цели, но им не хватает мужества хотеть достижения своих целей. Поэтому они ищут точку опоры во властных инстанциях, подчиняя им свою волю. Такое поведение характерно для младших офицеров и чиновников.
в) Наконец, люди, неспособные к принятию решений, стараются выйти из затруднительного положения, в котором они оказываются из-за своей нерешительности, переложив бремя принятия решений на других. Они ждут получения их волей приказаний от других и с восторгом отдаются во власть решительных людей.
Кстати, несамостоятельность при постановке целей вполне может сочетаться с достаточной силой воли при воплощении в жизнь целей, поставленных другими. Наконец, для диагностики этого качества важно отличать его от безоговорочного подчинения всем поступающим извне требованиям, которую надлежит понимать как технику приспособления человека, преследующего свои цели, - таково часто поведение карьеристов».
Филипп Лерш, Структура характера, в Сб.: Философия вождизма / Под ред. В.Б. Авдеева, М., «Белые альвы», 2006 г., с. 373-375.