В правом столбце указано возможное содержание научно-методического Доклада / научной статьи и приведены гиперссылки на отдельные примеры, которые при первом прочтении можно пропустить.
Наиболее прорывные, на мой взгляд, направления выделены красным шрифтом.
Таблица 2: Возможные темы научно-методических Докладов
N и примерная тема Доклада | Комментарии И.Л. Викентьева и отдельные примеры |
1. Обнаружение и открытое называние нерешённых проблем / задач | Доклад как открытое признание «незнания», «неумения», что актуально для всего сообщества, а особенно для молодых специалистов это увеличивает шанс, что проблемы будут, так или иначе, решены. Соответственно, скрывание актуальных, но нерешённых проблем, уменьшает эти шансы. Частный случай Доклада: чёткая фиксация «переднего края науки» - вот до сих пор мы знаем, а дальше - пока что нет… Исследовательские темы проекта VIKENT.RU Викентьев И.Л., Прогноз развития лже-науки в России и как это могут использовать настоящие учёные? |
2. Первые гипотезы по решению проблем | В Докладе предлагаются и обосновываются возможные направления дальнейших исследований. Естественно, после первоначальных гипотез, появятся вторые, третьи и т.д. Викентьев И.Л., О лучших бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка |
3. Выявление парадигм | Своевременное обнаружение и рассмотрение парадигм - т.е. неявных (!) допущений / постулатов, лежащих в основе общепринятой научной модели / дисциплины, что увеличивает вероятность совершения качественного скачка в познании. |
4. Решения-аналоги в других областях | В Докладе проводятся аналогии с другими областями деятельности, где сходная проблема уже – так или иначе – решена, исследована, и предлагается направление исследований – см. об этом механизме: |
5. Постановка и решение «обратной задачи» | В Докладе исследуется решение «обратной задачи». Например, прямая задача: как лучше изложить идею, используя литературные приёмы? Соответствующая обратная задача: как по имеющимся текстам выявить любимые приёмы мышления их Автора? |
6. Отдельные / частные решения проблем в научной области | В Докладе рассказывается о решениях, связанных с отдельными элементами / стадиями изучаемого явления, которые позволят позже подготовить обобщение. |
7. Обнаружение нового объекта, явления | Доклад для Специалистов о составных элементах открытого объекта / явления, их взаимодействии; о методике получения этого результата; о выдвижении новых гипотез. |
8. Анализ типовых ошибок в области | Ошибки бывают разные: ученические, фактические, методические, этические (см.: Этика науки) и т.п. Доклад может быть посвящён как некоторым типам из них, так и всем вместе. Отдельно хотелось бы обратить внимание на возможность Доклада о многочисленных и коварных эффектах «инерции мышления». Соколов А.Б., 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте Соколов А.Б., 13 формул слабых комментариев к научным и научно-популярным публикациям в Интернет Лебедев К.А, Как программисты обычно оправдывают свой плагиат |
9. Контр-примеры, противоречащие существующим моделям |
|
10. Определение границ / условий явления | Доклад как изложение ограничений, условий, в которых известное явление / эффект наблюдается и где – не наблюдается. Как вариант – где можно и где нельзя применять некую методику. |
11. Обнаружение нового запрета | Более сильный вариант – нахождение принципиального запрета, но такие работы, как показывает история науки, довольно редки… |
12. Анализ / общий обзор ситуации в некой области деятельности | Доклад как анализ существующих работ, их плюсов и минусов (типовых и нетиповых ошибок) + прогноз возможного развития направления. Викентьев И.Л., Стратегии креатива (обзор) Викентьев И.Л., Проблемы сертификации бизнес-тренеров и консультантов Викентьев И.Л., Интервью о механизмах лже-науки в 3-х частях |
13. Анализ / общий обзор ситуации в смежной области | Доклад как обзор проблем / решений в смежной области, вплоть до инверсной. |
14. Прорывное решение гаммы проблем! | Доклад строится как рассказ о решении гаммы / системы существовавших проблем. |
15. Перенесение полученного результата в другие области | Доклад о возможности частичного перенесения решений, полученных в области А в области Б и В и т.п., а иногда и обобщения для надсистемы области А. Альтшуллер Г.С., Ведущая и ведомые области для решаемой задачи |
16. Конвертация типовых ошибок и серии решений в прикладную методику | Доклад как рассказ о методическом инструменте, делающем доступными знания Специалистов более широкому кругу лиц Соколов Г.Б., Экспресс-диагностика Докладчика до начала Конференции. |
17. Оптимизация полученного решения по разным критериям | Доклад как рассказ о неком варианте, позволяющем решить проблему и сэкономить деньги / время / иные ресурсы. Как частный случай – решение ранее известной задачи, но новым способом. |
Естественно, к качественным Докладам никак нельзя отнести:
- плагиат;
- компиляции;
- мистические и метафорические объяснения;
- критику без конструктивных идей.
В Таблице 2 собраны наиболее типовые варианты Докладов / научных тем, но всего в базе данных проекта VIKENT.RU их собрано около 500.
Я благодарю за обсуждение этой таблицы Дмитрия Игоревича Карпушина и Сергея Юрьевича Модестова.