Инструкция по работе с Контекстной панелью

Научно-методические Доклады

В правом столбце указано возможное содержание научно-методического Доклада / научной статьи  и приведены гиперссылки на отдельные примеры, которые при первом прочтении можно пропустить.

Наиболее прорывные, на мой взгляд, направления выделены красным шрифтом.

 Таблица 2: Возможные темы научно-методических Докладов 

N и примерная тема Доклада

Комментарии И.Л. Викентьева и отдельные примеры

1. Обнаружение и открытое называние нерешённых проблем / задач

Доклад как открытое признание «незнания», «неумения», что актуально для всего сообщества, а особенно для молодых специалистов это увеличивает шанс, что проблемы будут, так или иначе, решены. Соответственно, скрывание актуальных, но нерешённых проблем, уменьшает эти шансы.

Частный случай Доклада: чёткая фиксация «переднего края науки» -  вот до сих пор мы знаем, а дальше - пока что нет…

Исследовательские темы проекта VIKENT.RU

Викентьев И.Л., Прогноз развития лже-науки в России и как это могут использовать настоящие учёные?

2. Первые гипотезы по решению проблем

В Докладе предлагаются и обосновываются возможные направления дальнейших исследований. Естественно, после первоначальных гипотез, появятся вторые, третьи и т.д.

Викентьев И.Л., О лучших бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка

3. Выявление парадигм

Своевременное обнаружение и рассмотрение парадигм - т.е. неявных (!) допущений / постулатов, лежащих в основе общепринятой научной модели / дисциплины, что увеличивает вероятность совершения качественного скачка в познании.

4. Решения-аналоги в других областях

В Докладе проводятся аналогии с другими областями деятельности, где сходная проблема уже – так или иначе – решена, исследована, и предлагается направление исследований – см. об этом механизме:

Альтшуллер Г.С., Ведущая и ведомые области

5. Постановка и решение «обратной задачи»

В Докладе исследуется решение «обратной задачи». Например, прямая задача: как лучше изложить идею, используя литературные приёмы?

Соответствующая обратная задача: как по имеющимся текстам выявить любимые приёмы мышления их Автора?

6. Отдельные / частные решения проблем в научной области

В Докладе рассказывается о решениях, связанных с отдельными элементами / стадиями изучаемого явления, которые позволят позже подготовить обобщение.

7. Обнаружение нового объекта, явления

Доклад для Специалистов о составных элементах открытого объекта / явления, их взаимодействии; о методике получения этого результата; о выдвижении новых гипотез.

8. Анализ типовых ошибок в области

Ошибки бывают разные: ученические, фактические, методические, этические (см.: Этика науки) и т.п. Доклад может быть посвящён как некоторым типам из них, так и всем вместе.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на возможность Доклада о многочисленных и коварных эффектах «инерции мышления».

Соколов А.Б., 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте

Соколов А.Б., 13 формул слабых комментариев к научным и научно-популярным публикациям в Интернет

Лебедев К.А, Как программисты обычно оправдывают свой плагиат

9. Контр-примеры, противоречащие существующим моделям

 

 

 

10. Определение границ / условий явления

Доклад как изложение ограничений, условий, в которых известное явление / эффект наблюдается и где – не наблюдается.

Как вариант – где можно и где нельзя применять некую методику.

11. Обнаружение нового запрета

Более сильный вариант – нахождение принципиального запрета, но такие работы, как показывает история науки,  довольно редки…

12. Анализ / общий обзор ситуации в некой области деятельности

Доклад как анализ существующих работ, их плюсов и минусов (типовых и нетиповых ошибок) + прогноз возможного развития направления.

Викентьев И.Л., Стратегии креатива (обзор)

Викентьев И.Л., Проблемы сертификации бизнес-тренеров и консультантов

Викентьев И.Л., Интервью о механизмах лже-науки в 3-х частях

13. Анализ / общий обзор ситуации в смежной области

Доклад как обзор проблем / решений в смежной области, вплоть до инверсной.

Викентьев И.Л., Мастерство и деградация в интеллектуальных профессиях на примере бизнес-тренеров и консультантов

14. Прорывное решение гаммы проблем!

Доклад строится как рассказ о решении гаммы / системы существовавших проблем.

Пример: создание компьютерной программы «Приёмы журналистики и PR», как системы (!) из нескольких сотен приёмов написания русскоязычных текстов и увеличивающей возможности Автора

15. Перенесение полученного результата в другие области

Доклад о возможности частичного перенесения решений, полученных в области А в области Б и В и т.п., а иногда и обобщения для надсистемы области А.

Альтшуллер Г.С., Ведущая и ведомые области для решаемой задачи

16. Конвертация типовых ошибок и серии решений в прикладную методику

Доклад как рассказ о методическом инструменте, делающем доступными знания Специалистов более широкому кругу лиц

Соколов Г.Б., Экспресс-диагностика Докладчика до начала Конференции.

Альтшуллер Г.С., Выполнение новых ТРИЗ-разработок

17. Оптимизация полученного решения по разным критериям

Доклад как рассказ о неком варианте, позволяющем решить проблему и сэкономить деньги / время / иные ресурсы.

Как частный случай – решение ранее известной задачи, но новым способом.

 

Естественно, к качественным Докладам никак  нельзя отнести: 

- плагиат; 
- компиляции;
 
- мистические и метафорические объяснения;
- критику без конструктивных идей.

В Таблице 2 собраны наиболее типовые варианты Докладов / научных тем, но всего в базе данных проекта VIKENT.RU  их собрано около 500.

 

Я благодарю за обсуждение этой таблицы Дмитрия Игоревича Карпушина  и Сергея Юрьевича Модестова.

 

Взаимодействие: Участники – Докладчики – Оргкомитет »»»

Оглавление всего материала »»» 

(С) И.Л. Викентьев, 2014 г.