Приемы организации своего творческого труда
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Приемы организации своего творческого труда
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
«Как правило, Уилсон работает одновременно над несколькими проектами, используя различные методики.
Такой подход опять-таки весьма распространён среди творческих людей; он помогает избежать скуки и не зайти в тупик, а кроме того, дает неожиданный результат перекрёстного опыления идеями.
Как правило, Уилсон использует минимум четыре различных подхода.
Первый - экспедиции в экзотические места, нечто вроде «ядерного топлива» непосредственного опыта и данных, которые будут обработаны позже.
Второй - посещение лекций или конференций, где он узнаёт от других специалистов новости о последних достижениях в интересующих его доменах.
Третий - полночная работа, необъяснимо плодотворная связь идей, которая, становясь очевидной, заставляет ученого просыпаться посреди ночи.
И наконец, систематическая работа с утра до двух-трёх часов дня - чтение, работа над статьями, математическое моделирование и зарисовка образцов.
Важнейшие озарения иногда приходят по ночам, но чаще являются результатом систематического рабочего процесса как такового и его комбинации с тремя остальными подходами:
«По-моему, самые лучшие идеи приходят ко мне во время работы. Ну вот, например, неделю назад я сидел и обедал. За обедом я много читаю и пишу. У меня есть любимый ресторанчик в Лексингтоне, итальянский. Там меня знают и позволяют устроиться в уголке. Если я бываю дома, в Лексингтоне, то работаю за обедом час-другой - приношу бумаги, читаю книги, делаю записи. Я читал работу по антропологии - меня очень интриговала причина крупных различий, существовавших между доисторическими сообществами, вопросы патриархата, передачи имущества и тому подобного. А потом я увидел, что всё это было вполне экологично, только автор этого не заметил. Он писал с позиции типичного этнографа, как-то так: «Человеческое поведение очень гибко, бывает вот так, а бывает и эдак». А я сказал себе: « Нет-нет, тут дело в экологии. Вот так бывает у австралийских аборигенов, и это потому, что их ресурсы скудны и непредсказуемы. А вот эдак - у африканских сельскохозяйственных сообществ, потому что там всё предсказуемо и регулярно» - и так далее. А потом я подумал: «Но почему же такой расклад сохраняется в течение долгого периода времени? Почему сохраняются все эти подробности культурных различий?»
Тут я задумался об идее ритуализации в принципе, о необходимости ритуализации и кодирования, а затем перевода в разряд сакральных ценностей некоей кодированной нормы - вероятно, именно это и есть причина статичности культурных различий. Иными словами, в каждой ситуации есть множество решений. Но стоит обществу остановиться на каком-то одном, ритуализировать его и придать ему сакральный смысл, и кончено - решение закреплено навсегда. А потом ночью я сел послушать экономиста Амартию Сена, рассуждавшего о равновесии по Нэшу, о статичности стратегий, и сообразил, что они имеют тенденцию к замиранию. Ну, после того, как закрепятся. По крайней мере теория это замирание прогнозирует.
Мне пришло в голову, что, помимо ритуализации, есть ещё равновесие Нэша, которое, возможно, даже способствует этой ритуализации и позволяет достичь равновесия, противопоставляя таким образом равновесное решение всем остальным, после чего мы сколь угодно долго за это решение цепляемся. Концепция же стратегического равновесия, которую разработали экономисты, должна быть связана с явлением культурного стазиса и ритуализацией в антропологии. Это просто пример мыслей, которые вертелись у меня в голове в последние несколько дней. Последняя идея, связь равновесия Нэша и культурного замирания, из тех, что могли бы прийти ко мне в момент засыпания. Так уж получилось, что эта идея пришла, когда я слушал рассуждения о равновесии Нэша, но она могла бы прийти и на пару часов позже, когда я уже засыпал. Вот так вот. Часто именно так и получается, и тогда я встаю с постели и записываю».
Однако по большей части работа Уилсона не связана с инсайтами о связи различных областей науки. Его дело - медленный и методичный труд. В настоящее время он работает над монографией о крупнейшем роде муравьев из ныне существующих - для этого необходимо вычленить и описать шестьсот родственных видов муравьев, обитающих на Земле, а муравьи являют собой один из наиболее многочисленных видов животного мира. Работая над монографией, Уилсон выполнил от руки более пятисот рисунков. « Сегодня это выглядит довольно странно, - признается он, - но эта часть работы мне особенно нравится. Я рисую как бы попутно. Это у меня вроде хобби».
Существуют и более яркие примеры того, как сложна может быть жизнь творческого человека. Личные различия, исторические конфликты, глубинные изменения в организации знаний - всё это взывало к вниманию и требовало положительного отклика. К неудаче вело множество путей, к приемлемым решениям - лишь некоторые. Умение приспособиться к внешнему давлению потребовало от Уилсона упорства и гибкости, амбициозности и альтруистичного любопытства.
Ему пришлось быть невинным, аки голубь, и в то же время хитрым, как змей. Так он смог удержаться, не был сметён бурлившими вокруг переменами и использовал нарождавшиеся в различных доменах идеи, чтобы с их помощью создать новый взгляд на причудливую паутину жизни».
Михай Чиксентмихайи, Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений, М., «Карьера Пресс», 2013 г., с. 319-321.