«Всему своё время...
время насаждать и время вырывать посаженное»
Екклесиаст 3,1-2
«Громадной заслугой Куна является то, что он ввёл в рассмотрение представление о парадигме как о некотором интеллектуальном поле, задающем развитие того или иного раздела знаний в каком-то одном строго определённом направлении и охраняющем его от разрушительных влияний других возможных подходов. Мы не будем здесь давать строгого определения парадигмы - этого нельзя сделать.
Мастерман подсчитала, что Кун в упомянутой выше книге употребляет термин «парадигма» не менее чем в двадцати одном разных смыслах. (Masterman M., 1970. The nature of a paradigm. In: Lakatos I., Musgrave A. (eds.). Criticism and the Growth of Knowledge. Proceedings of the International Colloquium in the Philosophy of Science, Bedford College, 1965. Cambridge, England: Cambridge University Press, v. 4, p. 59-90).
Концепция Куна вызвала интересную дискуссию - ей в значительной степени посвящён сборник Критицизм и рост знаний. […] Мы не будем переизлагать эту дискуссию, а ограничимся лишь изложением своих взглядов по этому вопросу.
Нам хочется ещё раз подчеркнуть, что в нашем понимании парадигма - это стабилизирующий отбор, т.е. некоторый защитный механизм, охраняющий на каком-то этапе развития определённое направление от засорения, от расползания в боковые, неплодотворные области, а на каком-то другом этапе - мешающий возникновению новых направлений.
Каждый крупный учёный начинает свою деятельность борьбой с какой-то старой парадигмой, создавая новую, свою собственную. Иллюстрируем эту мысль несколькими примерами.
Хорошо известно утверждение Норберта Винера о том, что математика создаётся 5% математиков, остальные 95% выполняют защитную роль, ограждая математику от засорения недостаточно строгими построениями».
Налимов В.В., Облик науки, М., СПб, «Центр гуманитарных инициатив»; «Издательство МВА», 2010 г., с. 28-29.