«Христианство считает, что человек свободен от условий своего существования в мире, от общества?
- Юный тибетский скинхед из первой «Матрицы» (тот, что на квартире у Пифии упражнялся с ложкой) напомнил традиционный буддистский рецепт освобождения от кармической несвободы: «Прежде всего ты должен понять, что ложки не существует. Тем самым ты обретёшь свободу от этой ложки и для обратного воздействия на неё».
Нечто подобное есть в христианстве. Человеку необходимо защитить себя от растворения в своих социальных функциях - вот главная установка. И первый шаг на пути прозрения - вспомнить, что есть Суббота.
В субботний (для христиан - воскресный) день ты сбрасываешь с себя социальную маску и из «Его превосходительства» превращаешься в «раба Божьего». И ты ощущаешь себя перед лицом более высокого, чем ты сам. Причём настолько высокого, что нет смысла заискивать, искать повода для взятки и т. д.
Все мы, увы, разительно меняемся в зависимости от того, с кем беседуем, - с подчинёнными или начальником. Но есть такой Начальник, перед которым игра не имеет никакого смысла - и хотя бы в день субботний об этом стоит помнить и побыть перед Ним без грима. Кстати, напомню толкование святого Кирилла Иерусалимского - святого IV столетия - на вопрос: «Зачем Господь создал субботу и ночь? Почему нельзя сделать так, чтоб всегда было только солнышко, светло, день?» Он отвечает: «Чтобы хотя бы ночью и в субботу рабы имели свободу от своих господ».
Кураев Андрей, Церковь в мире людей, М., «Издательство Сретенского монастыря», 2009 г., с. 38.