Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Есть три типа молитвы.
Самый распространённый и самый низкий - просительный. Почему самый низкий? Потому что просить Бога может даже атеист. Я помню свою первую молитву в жизни, когда я был ещё юным пионером и атеистом: «Господи, хоть бы учительница заболела!»
Вторая молитва, более высокая, - благодарственная: Господи, благодарю Тебя за те дары, что Ты мне дал. Здесь память о Боге уже начинает теснить заботу о себе, любимом. Такая молитва встречается уже гораздо реже просьб. В Евангелии мы помним, что только один из десяти исцелённых Христом прокажённых вернулся благодарить (Лк. 17). Но и в просительной молитве, и в благодарственной я на первом месте, Бог на втором.
А вот третья, славословящая молитва бескорыстна. Но главное в ней то, что её нельзя творить вдали от Бога. Просить Бога можно из греховного и мрачного далека: «из глубины воззвах к Тебе, Господи». Но славословить Бога можно только внутри Бога. Славить Бога, петь может только сердце, которого Господь уже коснулся. В Евангелии мы видим два случая, когда люди не просят Бога и не благодарят, а именно радуются Ему: при встрече апостолов с воскресшим Спасителем «горело... в нас сердце наше» (Лк. 24, 32). И так же было на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4).
Вот эта радость встречи - это и исток Православия, и его цель. С другой стороны, ещё с апостольских времен известно и обратное: «молитва печального человека не имеет силы восходить к престолу Божию» (Ерм. Пастырь. Заповедь 5, Ю). «Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадёжно, и это оскорбление Господу... Великий подвиг сейчас - сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то подвижнический тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своём Христе».
Кураев Андрей, Церковь в мире людей, М., «Издательство Сретенского монастыря», 2009 г., с. 337-338.