Отцы-пустынники, как предшественники монахов и образцы для подражания

«В течение трёх первых веков существования Церкви мученичество представляло собой вершину подвига души, взыскующей совершенства. Когда прекратились гонения, и христианство, став государственной религией Римской империи, казалось, утратило былой накал страстей, многие из христиан, стремясь к идеалу, бегут от мира, чтобы вести жизнь, полную самоотречения, умерщвления плоти и созерцания.

С конца III столетия некоторые из них обосновались в пустынях Египта, затем в Сирии, возле Газы, в Иудее и вокруг горы Синай.

Эти анахореты («те, кто устраняется») жили обычно в уединении, страдая от полного одиночества и натиска сил Зла, подвергавших их искушению. Первый и самый яркий тому пример - святой Антоний, умерший в возрасте старше ста лет в 356 г., проведший жизнь в покаянии и строжайшей аскезе, питаясь одним хлебом, солью и финиками.

Постепенно к нему стали стекаться паломники в поисках духовного или телесного исцеления. Одни из них возвращались домой утешенные и вразумленные, другие оставались с ним, каждый при этом жил в уединении, но все встречались вокруг Антония, «Отца монахов», для общей молитвы, первого наброска того, чему впоследствии суждено было стать монастырской службой.

Для того, чтобы преодолеть опасности одиночества, святой Пахомий (умер в 348 г.) основал новый тип монашества - киновию (от греческого «койнос биос», «общая жизнь», «общежитие»), подчинённую уставу, определявшему для монахов чередование молитвы и работы.

Первый монастырь был основан в 323 г. в Верхнем Египте. Когда Пахомий умер было уже одиннадцать монастырей, девять мужских и два женских.

В 340 г. Макарий Великий или Египетский (ок. 301-392) основал общину в пустыне Скетии, где она просуществовала до наших дней. Макарий установил обычай «монологической» молитвы, постоянное обращение, очень короткий призыв к Господу, который и должен был положить начало исихазму.

Эта духовность, рождённая в пустыне, где человек так же необходим для Бога, как Бог для человека, была продолжена рядом таких учителей, как Евагрий Понтийский (IV век), Дорофей из Газы (VI век), Исаак Сирин и Иоанн Лествичник (VI век), живший у подошвы горы Синай; эта духовность легла в основу византийской монастырской жизни, отшельнической и общежительной, и в основу православного мистицизма».

Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 200-201.