Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Небольшая книга «О подражании Иисусу Христу» впервые появилась в 1424 году в рукописном виде, но вскоре была напечатана и переведена на все европейские языки.
«Самые известные французские переводы этого произведения принадлежат Пьеру Корнелю (стихотворный перевод 1653), Лемэтру де Саси (1662) и Ламеннэ (1824).
До сих пор авторство книги остается неясным и составляет предмет исследований специалистов. Большинство из них склонно считать её произведением Фомы Кемпийского (1379-1471), монаха, наставника послушников в монастыре Святой Агнессы в Цволле (Нидерланды).
Подражание имеет прямое отношение к нидерландскому духовному движению, известному под названием Devotio moderna («Современная набожность»).
Родоначальником этого движения является голландец Герард Грооте (1340-1384).
Облечённый церковной властью, он отказался от неё, избрав своим уделом бедность, и, удалившись от мира, создал некую религиозную общину, получившую название «Братья и сестры общинной жизни», члены которой жили небольшими группами, не принимая постриг. После смерти Грооте была учреждена конгрегация регулярных каноников, которые, как и «Братья и сёстры», предавались созерцательной жизни и распространяли религиозную литературу. Ими было также открыто несколько школ, в одной из которых учился юный Эразм Роттердамский. Целью движения Devotio moderna, в основе которого лежит спиритуализм Мэйстера Экхарта и блаженного Яна ван Руйсбрука, был подъём набожности у населения путём практики внутреннего самосозерцания и внутренней молитвы. Таким образом, оно предвосхитило процесс обновления духовной жизни, широко развившийся в XVI и XVII веках.
Подражание состоит из четырех частей.
Первая - Наставления к внутренней жизни, приглашает верующего оторваться от мирской суеты; вторая - Наставления к духовной жизни, помогает ему проникнуть в глубины собственной души; третья - О внутреннем утешении, приобщает его к любви к Господу; и наконец, четвёртая - Благочестивое побуждение к Святому Причастию, через таинство Евхаристии воссоединяет его с Богом.
Вопреки официальной богословской науке и царящему в ней интеллектуализму, автор вновь утверждает необходимость смирения и милосердия, без которых ни один благой поступок ничего не стоит.
Он призывает верующих к самососредоточению и уединению, к послушанию в отношении духовного руководителя, к набожности, скромной и молчаливой. Благодаря простому образному языку и логичному построению, книга сыграла значительную роль в укоренении принципов христианского аскетизма в душах верующих».
Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 193-194.