«Эзотерическое течение в иудаизме, передаваемое среди посвящённых из поколения в поколение начиная со II столетия, это учение достигло наивысшего расцвета в XIII века с появлением Книги сияния.
Слово «каббала» означает «предание» и служит для определения мистического течения, сохранившегося до наших дней внутри иудейской религии. Первые его проявления связаны с толкованием видения пророком Иезекиилем престола Господня в окружении херувимов и чудесной колесницы.
Уже в трактате Сефер Йецира (Книга творения), созданном между II и V веками, содержится учение о 32 элементах мироздания, к которым относятся 10 первочисел (Сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита. Впоследствии Сефирот стали обозначать различные эманации божества, соответствующие этапам постепенного перехода от Непознаваемого Духа к сотворению материального мира. Каббала позволяла таким образом постигать тайный смысл содержащихся в Библии сокровенных божественных тайн.
Новое развитие Каббала получила с появлением трактата «Сефер ха-Бахир» (XII век). Именно там впервые появляется «женский» элемент - «Шекина» или «Присутствие», представляющий собой одновременно главный принцип вне божественного управления миром и гипостазированное сообщество Израиля.
Однако золотым веком Каббалы по праву считается XIII век, отмеченный бурным развитием каббалистических школ в Провансе и Испании, среди которых особенно выделялся Жеронский кружок (Каталония). Последователи этих школ делают отныне различие между Демиургом-творцом и его непроявленным аспектом - непостижимой для человека Причиной причин. Каббала перестаёт быть только теоретическим учением, приобретая черты духовного опыта, основанного на различных именах бога и ведущего к пророческой просветлённости.
Трактат Сефер ха-Зогар (Книги сияния) впервые увидел свет в Андалусии около 1260-1280 годах. Он принадлежит перу Моше де Леона, автора многочисленных сочинении на арамейском языке, который предпочёл однако выдать свою книгу за произведение талмудического мудреца II века Симона бен Иохаи. Автор Зогара утверждает, что всё в этом мире существует лишь в меру своей сопричастности имени божьему, которое, проявившись в Творении, является его скрытым субстратом.
Собрать воедино элементы тайного языка, скрывающего в себе промысел божий, и есть призвание каббалиста-мистика.
Поначалу Каббала носила чисто умозрительный характер и предназначалась для избранного круга посвящённых, но впоследствии она дала пищу мессианскому направлению в иудаизме - хасидизму. С начала XVI до начала XIX века она, наряду с Библией и Талмудом, служила источником различных мистических течений и откровений.
Каббалой интересовались и многие христианские гуманисты, среди которых итальянец Пико делла Мирандола (1464-1494) и немец Иоган Рейхлин (1455-1522), а также теософы XVII и XVIII веков».
Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 128-129.