Хасидизм: слияние человека с Божеством

«В начале XVIII века среди евреев Западной Украины возник хасидизм.  Будучи рассеяными среди местного населения и находясь вне контроля центров раввинской учёности Польши и Литвы, они оказались восприимчивы к мистическим идеям, в частности к древнему учению Каббалы.

В самое короткое время новое движение охватило большую часть еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии.

У хасидов отсутствует свод чётко сформулированной догматики.

Представление об их учении дают предания и рассказы о хасидских законоучителях и праведниках. Сущность религиозно-философского учения хасидизма заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «пантеизма», признающего, что весь мир - это проявление Божества, что Божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным оком.

В хасидизме утверждается идея возможности слияния человека с Божеством не посредством изучения Закона, а путём восторженной молитвы.

Особое место в хасидизме занимает понятие духовного вождя - цадика (праведника). Считается, что такой человек, обладающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людям тождественны.

Люди все равноценны, а грешник - только заблудший брат.

Основными добродетелями хасиды признауют скромность, радость и душевное горение. Скромность проистекает из того, что всё в мире - творение Божества. Радость -  отражение того, что всё в мире создано Господом для блага человека, любое дело можно и нужно делать с радостью, в хасидизме культивируются весёлые мелодии, песни, музыка и танцы.

Сложился даже определённый исполнительский стиль хасидских музыкантов.

Наконец, душевное горение - это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье. Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели некоторые изменения в общепринятые обряды, они встретили ожесточённое сопротивление со стороны сторонников традиционного иудаизма, которых называли «митнагдимы».

После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США.

Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной для образованной общественности.

Идеи хасидизма нашли своё отражение в творчестве писателей И.Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии по литературе Ш.-Й. Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля».

Вихнович В.Л., Иудаизм / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 120-121.